Каждая нация имеет собственную имплицитную концепцию воспитания, которая отражает особенности условий жизни и менталитета. Уже хрестоматийным стало высказывание К.Д. Ушинского: "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет и в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа". Современный интерес к этнопедагогической культуре, изучение отечественными учеными многовекового опыта воспитания позволяют прогнозировать существенное углубление разработки теоретических основ воспитательного процесса и повышение его результативности. В числе первостепенных трудностей этого пути можно назвать неоднозначность, иногда даже полярность подходов к определению как самого понятия "этнопедагогика", так и места ее в системе педагогической культуры. В значительной степени задача еще более усложняется попытками разграничить понятия "этнопедагогика" и "народная педагогика". По существу, методологической основой и эмпирическим базисом изучения этнопедагогической культуры является этнография. Достаточно вспомнить, что у восточных славян научное осмысление народного воспитательного опыта и народно-педагогических идей чаще всего проводилось в рамках именно этнографических исследований. Достижения этнографии помогают выяснить роль и место народно-педагогических идей в системе культуры того этноса, а также установить их отличие от приобретений данных социокультур. В 30 – 40-е годы из-за изменения политизации в стране практически останавливаются исследования этнопедагогического направления. В 50 – 60-е г.г. ведутся работы по изучению народно-педагогической культуры этнических групп России, среднеазиатских республик, Казахстана, Украины и других республик СССР. В этот период народная педагогика рассматривается в советском аспекте. Примерно в середине 60-х годов ученые под народной педагогикой понимали в основном педагогическую мысль, идею. Постепенно в народе более расширялось понимание педагогики как совокупности педагогических идей и воспитательной работы. Усилилось влияние этноса на изучение народной педагогики. Известный педагог Г.Н. Волков в своей монографии "Этнопедагогика" сделал попытку разграничить понятия "народная педагога" и "этнопедагогика".
"Народная педагогика" – это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившегося в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п."
"Этнопедагогика" – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации". Самого автора, очевидно, не совсем удовлетворило такое разграничение, и поэтому последовала оговорка: "Термином "народная педагогика" можно, конечно, обозначить и отрасль науки, изучающую педагогические знания и опыт народа". Термин " этнопедагогика" получил динамичное распространение, при этом все те многие ученые отождествляют его с термином "народная педагогика". Одна из редких попыток развести понятия сделана Г.А. Комаровой. Она предложила определение этнопедагогики как "науки, которая раскрывает закономерности процесса социализации личности и акцентирует свое внимание на этнической специфике этого процесса в различных обществах и культурах". По мнению ученого, под народной педагогикой надо "понимать науку о народном воспитании молодого поколения". Комарова считает, что понятие" этнопедагогика" более широкое, чем "народная педагогика". Первая, с точки зрения Г.А. Комаровой, изучает всю "систему социализации" личности, в то время как предмет изучения второй – процесс воспитания, а он представляет собой только определенную составную часть этой системы. Е.А. Христова, конкретизируя термин "народная педагогика", делает вывод о необходимости рассмотрения еще двух близких, но не совпадающих понятий – "педагогическая народная культура" и "педагогическая традиционно-бытовая культура".
Анализ этих и аналогичных работ приводит к выводу, что в настоящий момент учеными стран СНГ термин "народная педагогика" понимается далеко не однозначно:
- как совокупность педагогических взглядов, идей, эмпирических знаний, присущих народным массам;
- многовековой воспитательный опыт народа или народно- воспитательная практика;
Синтез народно-педагогической мысли, эмпирических народно-педагогических знаний и воспитательной народной практики; наука о народном воспитании.
Полноценное нравственное воспитание школьников предполагает наличие четких, однозначных критериев моральной воспитанности. В последние 25-30 лет появилось большое число публикаций, авторы которых пытаются выделить ведущие признаки, характеризующие тот или иной уровень нравственного развития детей. Преобладает функциональный, «атомарный» подход к моральной оценке воспитанников Н.В. Ефременко, Л.А.Иванова, Н.И. Монахова и др., рекомендующий опираться на достаточно обширные перечни рядоположительных, не связанных в целостную структуру личности нравственных свойств, таких, например. Как трудолюбие, гуманность, коллективизм, честность.
Особенности региональной политики в деле реализации приоритетного
национального проекта «Образование»
Оценивая практику реализации нацпроекта «Образование», Президент РФ Д.А. Медведев в одном из своих недавних выступлений перед телевизионной общественностью отметил, что результаты проделанной на данный момент работы близки к созданию основной, базовой модели развития образования, бюджетной модели о ...
Проявление познавательного интереса в младшем школьном возрасте
В данной главе будет дана подробная характеристика специфических особенностей познавательных интересов младших школьников. Как уже было выяснено в предыдущей главе, при поступлении ребенка в школу, под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качес ...
Выявление результативности использования системы
интегрированных уроков
Эксперимент, направленный на выявление эффективности использования интегрированных уроков в начальных классах, проводился в 3-ем классе средней школы №35 им. Ю.Н. Павлова Октябрьского района города Караганды с 1 сентября 2002 года по 21 марта 2003 года. В эксперименте принимало участие 26 учащихся. ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.