Педагогическая диагностика представляет собой систему методов и средств изучения профессионального уровня педагога. Она позволяет определить сильные стороны в деятельности и личности педагога, на которые можно опираться и которые необходимо развивать в индивидуальном стиле общения или педагогической деятельности. Без научно-обоснованной диагностики невозможно выявить проблемные моменты, которые должны стать предметом осмысления и коррекции со стороны педагога.
Задачи параграфа:
описать диагностические методики, с помощью которых можно выявить разнообразные стили педагогического общения;
представить методики, которые помогают педагогам определить собственный стиль общения, и методики, которые могут быть использованы администрацией учреждения для выявления характера общения педагогов и воспитанников.
Первая методика - "Стили педагогического общения" (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов) позволяет выявить предпочтение педагогами традиционных стилей общения - авторитарного, демократического и либерального.
Данная методика предполагает выбор варианта ответа на предложенные 10 вопросов:
1. Считаете ли Вы, что ребенок должен:
делиться с Вами всеми своими мыслями и чувствами и т.д.;
говорить Вам только то, что захочет сам;
оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребенок взял у другого в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то Вы:
доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;
предоставите самим детям разобраться в своих проблемах;
известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите?
похвалите его и всем детям покажете его работу;
проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;
скажете ему: "Вот всегда бы так занимался!"
4. Ребенок при входе в комнату не поздоровался с Вами. Как Вы поступите?
заставите его громко при всех поздороваться с Вами;
не обратите на него внимания;
сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе.
5. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минута. Что Вы предпочтете делать?
спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются;
кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
займетесь своими делами (записи, проверка и пр.)
6. Какая точка зрения Вам кажется наиболее правильной:
чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания;
эмоции ребенка, его переживания - это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его.
у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;
ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности в семье, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.
8. Как Вы относитесь к активности самого ребенка:
положительно - без неё невозможно полноценное развитие;
отрицательно - она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;
положительно, но только тогда, когда согласовано с педагогом.
9. Ребенок не захотел выполнить задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия?
сказали бы: "Ну и не надо!";
заставили бы выполнить работу;
предложили бы другое задание.
10. Какая позиция, по-вашему, более правильная:
ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;
если он не осознает заботу о нем, не ценит её, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;
педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.
Предложенные вопросы отражают:
1. Восприятие отношения ребенка к учителю.
2. Выбор профессионального воздействия.
3. Реакция на удачное, успешное действие ребенка.
4. Реакция на ошибку.
5. Включенность в деятельность детей.
6. Отношение к чувствам детей.
7. Отношение к сотрудничеству с детьми.
8. Восприятие активности детей.
9. Учет потребностей детей.
10. Отношение к детям в целом.
Выявленный собственный уровень развития профессионально-личностных качеств и стиль педагогического общения педагог может сравнить со средними значениями указанных параметров, а также сравнить с высокой нормой. Если педагог набирает 25-30 баллов, то его характеризует предпочтение демократического стиля. 20-24 балла - педагог отличается склонностью к авторитарному стилю. Выраженность либерального стиля обусловлена набранными 10 - 19 баллами. Преставление об особенностях своего стиля педагогического общения позволит педагогу внести необходимые коррективы в характер взаимоотношений с воспитанниками.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам
развития речи младших школьников
Речевое развитие младших школьников – одна из основных остро стоящих проблем обучения русскому языку. Наиболее актуальным направлением современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценив ...
Особенности речи при семантической афазии
По определению В. И. Селиверстова, семантическая афазия – это сенсорная афазия, проявляющаяся нарушением понимания речи вследствие невозможности установить отношения между словами при достаточной сохранности понимания значений отдельных слов, нарушается понимание фраз сложной грамматической констру ...
Проектирование современного урока физики
Поиски новых путей в преподавании всегда были важной частью любой науки. Преподавание, следуя развитию науки, должно непрерывно менять свои формы, ломать традиции, искать новые формы. Однако в этом процессе необходимо проявлять большую осторожность. Неотъемлемым качеством всякого урока должны стать ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.