Педагогическая диагностика представляет собой систему методов и средств изучения профессионального уровня педагога. Она позволяет определить сильные стороны в деятельности и личности педагога, на которые можно опираться и которые необходимо развивать в индивидуальном стиле общения или педагогической деятельности. Без научно-обоснованной диагностики невозможно выявить проблемные моменты, которые должны стать предметом осмысления и коррекции со стороны педагога.
Задачи параграфа:
описать диагностические методики, с помощью которых можно выявить разнообразные стили педагогического общения;
представить методики, которые помогают педагогам определить собственный стиль общения, и методики, которые могут быть использованы администрацией учреждения для выявления характера общения педагогов и воспитанников.
Первая методика - "Стили педагогического общения" (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов) позволяет выявить предпочтение педагогами традиционных стилей общения - авторитарного, демократического и либерального.
Данная методика предполагает выбор варианта ответа на предложенные 10 вопросов:
1. Считаете ли Вы, что ребенок должен:
делиться с Вами всеми своими мыслями и чувствами и т.д.;
говорить Вам только то, что захочет сам;
оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребенок взял у другого в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то Вы:
доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;
предоставите самим детям разобраться в своих проблемах;
известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите?
похвалите его и всем детям покажете его работу;
проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;
скажете ему: "Вот всегда бы так занимался!"
4. Ребенок при входе в комнату не поздоровался с Вами. Как Вы поступите?
заставите его громко при всех поздороваться с Вами;
не обратите на него внимания;
сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе.
5. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минута. Что Вы предпочтете делать?
спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются;
кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
займетесь своими делами (записи, проверка и пр.)
6. Какая точка зрения Вам кажется наиболее правильной:
чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания;
эмоции ребенка, его переживания - это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его.
у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;
ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности в семье, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.
8. Как Вы относитесь к активности самого ребенка:
положительно - без неё невозможно полноценное развитие;
отрицательно - она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;
положительно, но только тогда, когда согласовано с педагогом.
9. Ребенок не захотел выполнить задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия?
сказали бы: "Ну и не надо!";
заставили бы выполнить работу;
предложили бы другое задание.
10. Какая позиция, по-вашему, более правильная:
ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;
если он не осознает заботу о нем, не ценит её, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;
педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.
Предложенные вопросы отражают:
1. Восприятие отношения ребенка к учителю.
2. Выбор профессионального воздействия.
3. Реакция на удачное, успешное действие ребенка.
4. Реакция на ошибку.
5. Включенность в деятельность детей.
6. Отношение к чувствам детей.
7. Отношение к сотрудничеству с детьми.
8. Восприятие активности детей.
9. Учет потребностей детей.
10. Отношение к детям в целом.
Выявленный собственный уровень развития профессионально-личностных качеств и стиль педагогического общения педагог может сравнить со средними значениями указанных параметров, а также сравнить с высокой нормой. Если педагог набирает 25-30 баллов, то его характеризует предпочтение демократического стиля. 20-24 балла - педагог отличается склонностью к авторитарному стилю. Выраженность либерального стиля обусловлена набранными 10 - 19 баллами. Преставление об особенностях своего стиля педагогического общения позволит педагогу внести необходимые коррективы в характер взаимоотношений с воспитанниками.
Дидактические игры для дошкольников
Игра "Собери снеговика" ЦЕЛЬ: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки. ХОД. В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детал ...
Модернизация педагогического образования Украины в контексте Болонского
процесса
Стратегию развития образовательной сферы сегодня определяет недавно принятая II Всеукраинским съездом работников образования и утверждена Указом Президента Украины Л. Кучмы Национальная доктрина развития образования в ХХI веке. Международные консультанты и эксперты, приглашенные к участию в разрабо ...
Система образования в современной России
Система образования – обязательный элемент современного общества. В настоящее время возрос социальный интерес к проблемам образования, в том числе к определению понятия «образование». Так, государство понимает под образованием целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общ ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.