Педагогика и образование » Педагогическое общение в учреждениях дополнительного образования детей » Описание методик по определению стилей педагогического общения педагогов

Описание методик по определению стилей педагогического общения педагогов

Страница 1

Педагогическая диагностика представляет собой систему методов и средств изучения профессионального уровня педагога. Она позволяет определить сильные стороны в деятельности и личности педагога, на которые можно опираться и которые необходимо развивать в индивидуальном стиле общения или педагогической деятельности. Без научно-обоснованной диагностики невозможно выявить проблемные моменты, которые должны стать предметом осмысления и коррекции со стороны педагога.

Задачи параграфа:

описать диагностические методики, с помощью которых можно выявить разнообразные стили педагогического общения;

представить методики, которые помогают педагогам определить собственный стиль общения, и методики, которые могут быть использованы администрацией учреждения для выявления характера общения педагогов и воспитанников.

Первая методика - "Стили педагогического общения" (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов) позволяет выявить предпочтение педагогами традиционных стилей общения - авторитарного, демократического и либерального.

Данная методика предполагает выбор варианта ответа на предложенные 10 вопросов:

1. Считаете ли Вы, что ребенок должен:

делиться с Вами всеми своими мыслями и чувствами и т.д.;

говорить Вам только то, что захочет сам;

оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок взял у другого в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то Вы:

доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;

предоставите самим детям разобраться в своих проблемах;

известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите?

похвалите его и всем детям покажете его работу;

проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

скажете ему: "Вот всегда бы так занимался!"

4. Ребенок при входе в комнату не поздоровался с Вами. Как Вы поступите?

заставите его громко при всех поздороваться с Вами;

не обратите на него внимания;

сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе.

5. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минута. Что Вы предпочтете делать?

спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются;

кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

займетесь своими делами (записи, проверка и пр.)

6. Какая точка зрения Вам кажется наиболее правильной:

чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания;

эмоции ребенка, его переживания - это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его.

у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности в семье, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.

8. Как Вы относитесь к активности самого ребенка:

положительно - без неё невозможно полноценное развитие;

отрицательно - она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;

положительно, но только тогда, когда согласовано с педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнить задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия?

сказали бы: "Ну и не надо!";

заставили бы выполнить работу;

предложили бы другое задание.

10. Какая позиция, по-вашему, более правильная:

ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

если он не осознает заботу о нем, не ценит её, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;

педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Предложенные вопросы отражают:

1. Восприятие отношения ребенка к учителю.

2. Выбор профессионального воздействия.

3. Реакция на удачное, успешное действие ребенка.

4. Реакция на ошибку.

5. Включенность в деятельность детей.

6. Отношение к чувствам детей.

7. Отношение к сотрудничеству с детьми.

8. Восприятие активности детей.

9. Учет потребностей детей.

10. Отношение к детям в целом.

Выявленный собственный уровень развития профессионально-личностных качеств и стиль педагогического общения педагог может сравнить со средними значениями указанных параметров, а также сравнить с высокой нормой. Если педагог набирает 25-30 баллов, то его характеризует предпочтение демократического стиля. 20-24 балла - педагог отличается склонностью к авторитарному стилю. Выраженность либерального стиля обусловлена набранными 10 - 19 баллами. Преставление об особенностях своего стиля педагогического общения позволит педагогу внести необходимые коррективы в характер взаимоотношений с воспитанниками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Организационная структура учебного заведения
Обучение во Франции начинается в сентябре и заканчивается в июле. Учебный год включает в себя 16 недель каникул, что больше, чем в других европейских странах. Экзамены обычно проводятся в июне. Учебный процесс включает систему модулей, коэффициентов, обязательных университетских предметов и факульт ...

Задачи по геометрии, решаемые методами оригами
Слово "оригами" происходит от двух японских слов: "ори" – сложенный, "ками" – бумага, и может быть переведено как "сложенная бумага". Складывание фигурок из бумаги имеет многовековую историю и своими корнями тесно связано с культурой Востока. Неопределяемыми ...

Содержание представлений о природе
Первый блок знаний — представления о растениях и животных как живых организмах, их признаках и свойствах. Конкретные признаки отдельных растений и животных, доступные сенсорному анализу их качества и свойства: цвет, величина, части и органы, их пространственное расположение, вариативность у разных ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0099