Оценка результатов проектной деятельности младших школьников должна включать в себя совокупность анализа и оценки всех этапов выполнения творческого проекта школьниками на основе выбранных критериев. Оценивание проекта дает возможность учителю уяснить степень усвоения учениками учебного материала, выявить пробелы в знаниях и умениях, обнаруженных каждым конкретным учеником, установить правильность (или ошибочность) использования алгоритмов проектной деятельности, применение рациональных приемов и способов организации и выполнения проектного задания.
Систематическое наблюдение и контроль зa выполнением проекта, поощрение за хорошую работу, порицание за плохую будет побуждать учащихся к добросовестному выполнению работы, формировать у них положительные морально-волевые качества: самостоятельность, организованность, старательность, способность преодолевать трудности, инициативность и т.д.
Оценка проекта должна иметь интегративный характер и включать в себя все этапы ее выполнения. Учителю необходимо вести соответствующие записи.
На организационно-подготовительном этапе учитель оценивает умение определить проблему, выбрать вариант проектного задания, осуществить выбор при ограниченных ресурсах, степень самостоятельности при разработке конструкции изделия, а также умение разрабатывать альтернативный вариант.
На технологическом этапе следует оценить соблюдение учащимися технологической и трудовой дисциплины, культуры труда (правильность выполнения трудовых приемов и операций, последовательность их выполнения, умения организации рабочего места, соблюдения правил безопасного труда и т.д.). В IV классе можно оценить умение выполнения и использования простейшей технологической документации и графических изображений.
На заключительном этапе учитель оценивает не только само изделие, но и учитывает уровень самооценки и самоанализа результатов проектной деятельности детьми. Процесс защиты творческого проекта, привлекает к анализу результатов проектной деятельности других учеников класса.
Проектная деятельность младших школьников может считаться успешной при соответствии проекта следующим критериям:
Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.
Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.
Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.
Качество изделия, его оригинальность.
Уровень творчества; оригинальность материального воплощения и представления проекта.
Качество и полнота в оформлении записи.
Момент защиты творческого проекта – один из самых эмоционально-напряженных для детей младшего школьного возраста. Здесь ребенок не только представляет материальные результаты своего труда, он должен рассказать об этапах своего труда, дать анализ и оценку своей работы, выслушать мнение о ней учителя и товарищей.
Рассмотрим критерии оценивания защиты выполненного проектного задания:
Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убежденность. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция.
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.
Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.
Защита творческих проектов может проходить в игровой форме сопровождаться праздничной обстановкой, т.е. учитель должен сформировать такую атмосферу в классе, чтобы каждый ребенок почувствовал радость и значимость своего труда.
Критерии оценивания проектного изделия представлены в следующей схеме.
Схема 1
Критерии оценки проектного изделия | |||||||||||||
конструктивные – прочность, надежность – удобство в использовании – соответствие конструкции назначению |
технологические – сложность конструкции – оригинальность и рациональность в сочетании и применении материалов, их экономичный расход – правильность, сложность выполнения технологических операций и приемов работы с инструментами |
экологические – возможность использования отходов производства – возможность использования деталей по окончании срока службы изделия | |||||||||||
эстетические – оригинальность формы – композиционная завершенность – использование традиций национальной художественной культуры – цветовое решение |
экономические | ||||||||||||
– доступность – личная и общественная потребность в изделии | |||||||||||||
Письмо как вид деятельности: особенности, структура, операции
процесса письма
Согласно общепринятому определению, письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Устная речь формируется первой, в то время как письменная использует все ее готовые механ ...
Программа опытно-экспериментальной работы по обоснованию модели реализации
социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования
В данном параграфе представлены и описаны основные этапы эксперимента, проведенного в рамках данного научного исследования по реализации социально-педагогического потенциала в условиях учреждений дополнительного образования. На основе анализа научной литературы определили применительно к нашей опыт ...
Коррекционно-развивающее обучение и его место в современной школе
В современной педагогике все более прочные позиции занимает коррекционно-развивающее обучение. Однако до настоящего момента у педагогов отсутствует четкое представление о контингенте детей, которому оно адресовано, о его содержании и месте в современной школе. В данной статье мы попытаемся в общих ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.