Педагогика и образование » Теоретические основы формирования письменной речи у детей и современный взгляд на проблему дисграфии » Методические рекомендации по устранению дисграфии на основе нарушения фонематического анализа и синтеза

Методические рекомендации по устранению дисграфии на основе нарушения фонематического анализа и синтеза

Страница 2

назовите слово.

После того как выполнена работа с пятью-десятью словами, можно провести слуховой диктант этих слов.

Следует остановиться на нарушении у учащихся самоконтроля за собственной письменной продукцией. Операцию контроля за собственной письменной продукцией нужно специально формировать. П.Я. Гальперин показал взаимосвязь контроля и внимания и сформулировал гипотезу, по которой внимание следует рассматривать как отдельную самостоятельную форму психической деятельности, которой надо специально учить.

Дети с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза на низком уровне выполняют такие задания, как воспроизведение последовательности движений, звуковых и графических ритмов, допускают много ошибок при воспроизведении последовательности изображений, затрудняются при воспроизведении временной последовательности вербальных стимулов (слова, цифры), не способны к автоматизации речевых рядов. 1) Упражнение для развития навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей:

· проверьте, одинаковые ли знаки (буквы, цифры) вычеркнуты на карточке и карточке-образце;

· проверьте, правильно ли срисован узор;

· запомните карточку и выберите такую же (ребенку предлагается запомнить ряд предметных картин, символов, цифр, букв на карточке и найти такую же среди второго набора карточек, из которых только одна совпадает с тестовой);

· выложите по памяти ряд из отдельных элементов;

· напишите по памяти ряд из отдельных элементов.

После выполнения каждого задания попросите сверить выполненное с образцом, дополнить и уточнить.

2) Перекодирование временной последовательности в пространственную и наоборот - "картинки-невидимки".

Перед ребенком в определенной последовательности выкладывается ряд карточек (предметные рисунки, символы). Каждая выкладываемая карточка предъявляется и переворачивается лицевой стороной вниз. Таким образом, выложенный ряд повернут тыльной стороной к ребенку, а лицевая закрыта. Из набора карточек с рядами изображений, расположенных в разной последовательности, ребенок должен найти идентичный выложенному. После того как выбор сделан, оба ряда сличаются.

3) Последовательность действий и планирование.

Игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, и 5-шаговые инструкции): по опорным символам, по памяти (словесной инструкции).

Так же проводится работа по различным направлениям, например:

1) Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном написании слов (как правило предлогов), раздельном написании слов (особенно приставок и корня).

Умение определять количество и последовательность слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:

1. Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.

2. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.

3. Так же детей учат составлять графические схемы предложений, отыскивать в схеме определённое слово, читать предложения по схеме. Например:

Птицы улетают на юг.

http://festival.1september.ru/articles/581786/img2.gif

4. Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др. (на сюжетных картинках)).

Дворник подметает листья. Осенью дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник быстро подметает листья .

5. Работа с деформированными предложениями.

Например: с опорой на наглядность: "гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой" - Петя гуляет с собакой во дворе.

Без опоры на наглядность: "дымок, идёт, трубы, из" - Из трубы идёт дымок.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Детский коллектив как системообразующий фактор воспитания
Латинское слово «коллективус» переводят по-разному - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив - это группа людей. Но любая ли группа кол­лектив? В современной литературе употребляется два значения понятия «кол ...

Методика проведения подвижных игр с бегом у детей старшего дошкольного возраста
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с бегом отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на о ...

Основные направления коррекционно-логопедической работы
Важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и сем ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0222