После подсчета баллов очевиден предпочтительный стиль. Если одинаковое количество баллов набирается по двум стилям, значит, они оба присущи респонденту.
В рассматриваемой методике предлагается выделять следующие стили:
Ориентация на действие. Характерно обсуждение результатов, конкретных вопросов, поведения, ответственности, опыта, достижений, решений. Люди, владеющие этим стилем, прагматичны, прямолинейны, решительны, легко переключаются с одного вопроса на другой, часто взволнованы.
Ориентация на процесс. Характерно обсуждение фактов, процедурных вопросов, планирования, организации, контролирования, деталей. Человек, владеющий этим стилем, ориентирован на систематичность, последовательность, тщательность. Он честен, многословен и малоэмоционален.
Ориентация на людей. Характерно обсуждение человеческих нужд, мотивов, чувств, "духа работы в команде", понимания, сотрудничества. Люди этого стиля эмоциональные, чувствительные, сопереживающие и психологически ориентированные.
Ориентация на перспективу, будущее. Людям этого стиля присуще обсуждение концепций, больших планов, нововведений, различных вопросов, новых методов, альтернатив. Они обладают хорошим воображением, полны идей, но мало реалистичны и порой их сложно понимать.
Пятая методика - "Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты А.А. Леонтьева). Ее цель в определении "аудиторной атмосферы", активности, выраженности познавательного интереса у воспитанников, а также некоторых проявлений стиля педагогического общения.
Оценить характер общения отдельных педагогов предлагается имеющим опыт общения с аудиторией экспертам, у которых есть карта коммуникативной деятельности (таблица 1).
Таблица 1
Карта коммуникативной деятельности
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | ||
Доброжелательность |
Недоброжелательность | |||||||
Заинтересованность |
Безразличие | |||||||
Поощрение инициативы обучаемых |
Подавление инициативы | |||||||
Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие "маски") |
Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж) | |||||||
Активность (все время в общении, держит обучаемых в "тонусе") |
Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек) | |||||||
Гибкость (легко схватывает и разрешает возникшие проблемы, конфликты) |
Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя) | |||||||
Дифференцированность (индивидуальный подход) |
Отсутствие дифференцированности в общении (нет индивидуального подхода к обучаемым) |
Подсчитывается усредненная экспертная оценка. Диапазон этих оценок может колебаться от 49 до 7 баллов. На основе средней оценки экспертов делается заключение о степени коммуникативной эффективности.
Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижер прекрасно распределят свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, занятие достигает поставленной цели.
Психологические системы, лежащие в основе модульного обучения
Технология модульного обучения получила огромную популярность среди европейских развитых стран. Но что лежит в основе этой системы обучения? В основе лежат основные законы и принципы популярного в начале ХХ столетия течения – бихевиоризма. Сущность бихевиоризма. Бихевиоризм возник в начале XX столе ...
Коррекционно-развивающая работа по развитию самосознания и формированию
образа самого себя
Понимание ребенком себя, формирование устойчивых представлений о самом себе, создание образа своего «я» является результатом его взаимодействия со взрослыми и детьми. Выделять себя из окружающего пространства зрячеслышащий ребенок начинает к концу первого года жизни: он узнает себя в зеркале, выдел ...
Маркетинг образовательных услуг
Образование — новая, поисковая, перспективная сфера маркетинга. Поиск наиболее оптимальных вариантов обучения, а также привлечение обучающихся, работодателей и дотаций из государственного бюджета — вот что может помочь приобрести маркетинг в сфере образования. Маркетинг – вид человеческой деятельно ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.