Педагогика и образование » Педагогическое общение в учреждениях дополнительного образования детей » Описание методик по определению стилей педагогического общения педагогов

Описание методик по определению стилей педагогического общения педагогов

Страница 5

После подсчета баллов очевиден предпочтительный стиль. Если одинаковое количество баллов набирается по двум стилям, значит, они оба присущи респонденту.

В рассматриваемой методике предлагается выделять следующие стили:

Ориентация на действие. Характерно обсуждение результатов, конкретных вопросов, поведения, ответственности, опыта, достижений, решений. Люди, владеющие этим стилем, прагматичны, прямолинейны, решительны, легко переключаются с одного вопроса на другой, часто взволнованы.

Ориентация на процесс. Характерно обсуждение фактов, процедурных вопросов, планирования, организации, контролирования, деталей. Человек, владеющий этим стилем, ориентирован на систематичность, последовательность, тщательность. Он честен, многословен и малоэмоционален.

Ориентация на людей. Характерно обсуждение человеческих нужд, мотивов, чувств, "духа работы в команде", понимания, сотрудничества. Люди этого стиля эмоциональные, чувствительные, сопереживающие и психологически ориентированные.

Ориентация на перспективу, будущее. Людям этого стиля присуще обсуждение концепций, больших планов, нововведений, различных вопросов, новых методов, альтернатив. Они обладают хорошим воображением, полны идей, но мало реалистичны и порой их сложно понимать.

Пятая методика - "Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты А.А. Леонтьева). Ее цель в определении "аудиторной атмосферы", активности, выраженности познавательного интереса у воспитанников, а также некоторых проявлений стиля педагогического общения.

Оценить характер общения отдельных педагогов предлагается имеющим опыт общения с аудиторией экспертам, у которых есть карта коммуникативной деятельности (таблица 1).

Таблица 1

Карта коммуникативной деятельности

7

6

5

4

3

2

1

Доброжелательность

Недоброжелательность

Заинтересованность

Безразличие

Поощрение инициативы обучаемых

Подавление инициативы

Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие "маски")

Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж)

Активность (все время в общении, держит обучаемых в "тонусе")

Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек)

Гибкость (легко схватывает и разрешает возникшие проблемы, конфликты)

Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя)

Дифференцированность (индивидуальный подход)

Отсутствие дифференцированности в общении (нет индивидуального подхода к обучаемым)

Подсчитывается усредненная экспертная оценка. Диапазон этих оценок может колебаться от 49 до 7 баллов. На основе средней оценки экспертов делается заключение о степени коммуникативной эффективности.

Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижер прекрасно распределят свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, занятие достигает поставленной цели.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Психологические системы, лежащие в основе модульного обучения
Технология модульного обучения получила огромную популярность среди европейских развитых стран. Но что лежит в основе этой системы обучения? В основе лежат основные законы и принципы популярного в начале ХХ столетия течения – бихевиоризма. Сущность бихевиоризма. Бихевиоризм возник в начале XX столе ...

Коррекционно-развивающая работа по развитию самосознания и формированию образа самого себя
Понимание ребенком себя, формирование устойчивых представлений о самом себе, создание образа своего «я» является результатом его взаимодействия со взрослыми и детьми. Выделять себя из окружающего пространства зрячеслышащий ребенок начинает к концу первого года жизни: он узнает себя в зеркале, выдел ...

Маркетинг образовательных услуг
Образование — новая, поисковая, перспективная сфера маркетинга. Поиск наиболее оптимальных вариантов обучения, а также привлечение обучающихся, работодателей и дотаций из государственного бюджета — вот что может помочь приобрести маркетинг в сфере образования. Маркетинг – вид человеческой деятельно ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0107