Педагогика и образование » Роль невербальной коммуникации в деятельности педагога дополнительного образования » Педагогическое общение в структуре деятельности современного педагога дополнительного образования

Педагогическое общение в структуре деятельности современного педагога дополнительного образования

Страница 2

В современной научной литературе зафиксировано несколько подходов к трактовке проблем педагогического общения. Так, в теоретических и экспериментальных разработках С.В.Кондратьевой педагогическое общение рассматривается преимущественно как взаимодействие педагога с воспитанниками, причем роль педагога в этом процессе состоит в управлении их поведением и деятельностью.

Другим вариантом анализа проблемы педагогического общения является подход к нему, предложенный В.А.Кан-Каликом и Г.А.Ковалевым, которые видят его как творческий процесс. Творчество в педагогическом общении, по мнению этих авторов, раскрывается и реализуется:

- в ходе познания педагогом личности воспитанника;

- в организации непосредственного взаимодействия и воздействия на ребенка;

- в управлении собственным поведением педагога;

- в выборе средств педагогического воздействия.

Анализируя данные положения, можно отметить, что в их понимании педагогическое общение действительно является творческой деятельностью не только по отношению к воспитаннику, но и по отношению педагога к самому себе.

Подводя итог анализу подходов к пониманию сущности педагогического общения, можно заключить, что в современной психолого-педагогической литературе под профессиональным общением в целом понимается система взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оптимизация процессов обучения и воспитания, организация совместной работы.

Для оптимального педагогического общения, по А.А.Леонтьеву, педагогу необходимы следующие умения:

- умение управлять своим поведением;

- качества внимания;

- умение социальной перцепции, или «чтения по лицу»;

- умение адекватно моделировать личность воспитанника, его психическое состояние по внешним признакам;

- умение речевого общения (оптимально строить свою речь в психологическом плане);

- умения речевого и неречевого контакта с воспитанниками

Одной из составляющих оптимального педагогического общения является совершенное владение педагогом средствами педагогического воздействия – педагогической техникой, всеми вербальными и невербальными средствами общения с воспитанниками.

Наряду с понятием «оптимальное педагогическое общение» в литературе встречается и термин «продуктивное общение», которое понимается как процесс, который должен обеспечить следующее:

- реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми и превратить их в субъект-субъектов общения;

- преодоление барьеров, которые возникают в процессе взаимодействия педагогов и детей (возрастные, социально-психологические, мотивационные, установочные, познавательные и т.д.);

- перевод воспитанников с привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества, а, следовательно, и их превращение в субъектов педагогического процесса.

Таким образом, педагогическое общение выступает как фактор, оптимизирующий учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий реализацию любого его компонента.

Функцией педагогического общения выступает и самоутверждение личности.

Задача педагога – способствовать осознанию воспитанниками своего «Я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний.

Реализация такой важной функции педагогического общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности стать на точку зрения другого, что нормализует отношения в коллективе. Педагогу важно понять ребенка, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействие исходя из его представлений.

Функция самопрезентации (функция самоподачи по Крижанской Ю.С., Третьякову В.П.) в педагогическом общении способствует самовыражению и педагога, и воспитанника. В актах общения осуществляется презентация внутреннего мира педагога. В случае, когда педагог с богатым внутренним миром способен грамотно предъявить его воспитанникам , можно говорить о конгруэнтности самовыражения. Конгруэнтность понимается в данном случае как полное соответствие того, что человек предлагает с помощью тона голоса, движения тела и головы, содержанию его слов, внутренним убеждениям.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Искусство воспитания
Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно нев ...

Применение методов производственного обучения на занятиях по вождению автомобиля
При подготовки водителей находят применение все перечисленные методы производственного обучения. В том числе: устное изложение материала (рассказ, объяснение), беседа, показ (демонстрация, наблюдение). Упражнения (с обучающими машинами, лабораторно-практические и практические) Каждое занятие по вож ...

Работа по духовно – нравственному воспитанию в начальной школе
В связи с данными исследования мы пришли к выводу, что необходимо создать программу, направленную на воспитание духовно – нравственных качеств младших школьников, которой можно придерживаться в течение всего обучения ребенка в начальном звене. Программы духовно – нравственного воспитания с 1 –го по ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0103