Концертное выступление отличается от обычной репетиции и тем, что оно активизирует процесс сплочения коллектива, при этом улучшается творческая дисциплина у исполнителей, усиливается воспитательный процесс. Временная невозвратимость концерта определяет максимальную ответственность каждого члена коллектива за конечный результат своей деятельности. Единство цели и общность интересов, стоящих перед коллективом, порождает желание не только как можно лучше, выразительнее исполнить программу, завоевать признание публики, но и способствуют формированию между участниками коллектива отношений взаимоподдержки, взаимопомощи, взаимопонимания. «Древние греки стремились к благим поступкам, так как считали, что за ними наблюдают боги. Мне кажется, у человека действительно удваиваются силы, когда он чувствует на себе чьё-то внимание. За меня переживала и волновалась вся труппа, меня подбадривали, говорили, что я спасаю положение, выручаю театр, и оба спектакля я станцевал, что называется, на одном дыхании, с небывалым подъёмом, может быть, лучше, чем когда танцевал по одному спектаклю. Когда вечером, усталый, опустошенный, я снимал грим в актёрской уборной, ко мне вошёл Леонид Михайлович Лавровский. Он дотронулся до моего плеча, тепло улыбнулся и, глядя на меня в зеркало, сказал, что сегодня я доказал, насколько предан театру. Я промолчал, но про себя подумал, как много значит сказанное вовремя доброе слово, и я готов был танцевать не по два спектакля в день, а неделю подряд без передышки».
Формированию социально ценных качеств способствует личный пример художественного руководителя коллектива как художника. Обострённое восприятие окружающего, действий руководителя во время концертного выступления делает исполнителей особенно чуткими и к художественной стороне.
Поведение, манеры, характер обращений художественного руководителя становится объектом пристального внимания участников коллектива. Ему активно подражают, что лучше многих воспитательных мероприятий влияет на формирование культуры у участников коллектива, их эмоциональной отзывчивости. Художественный руководитель коллектива своими действиями, своей увлечённостью создаёт настроение творческого вдохновения, т.е. такую обстановку, при которой каждый участник коллектива может показать всё, на что он способен как танцор, как человек. Для этого руководителю в каждом из них нужно уважать, прежде всего, личность, художественную индивидуальность. Быть более опытным другом, наставником, помогать в становлении как исполнителя. «Я преклоняюсь перед памятью замечательного балетмейстера и педагога Леонида Михайловича Лавровского… Его отношение к актёрам труппы можно сравнить разве что с отношением отца к своим детям. Он был удивительно обязательным и исполнительным руководителем. Никогда не позволял себе быть несправедливым, не выполнить обещанного, отговориться занятостью, забывчивостью или ещё бог знает чем. Он не отделял жизнь актёра в театре, на сцене и на репетициях от повседневных его житейских забот. Он понимал, что всё взаимосвязано и что если у актёра нет нормальной спокойной обстановки дома, в семье, то не может быть и настоящего творчества. Он с равным пониманием и заботой относился к любому члену труппы, будь ты солист в ранге «суперзвезды» или артист кордебалета. К нему можно было обратиться за советом и помощью».
Художественный руководитель должен постоянно напоминать об общности творческих задач, стоящих перед коллективом. Без художественного руководителя нет коллектива, но без коллектива, сплочённого, целеустремлённого нет и, не может быть и руководителя. Эту истину важно постоянно помнить!
Экскурсия как форма ознакомления школьников с окружающим миром
Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной приро ...
Коммуникативная компетенция как новый тип содержания образования в школе
Коммуникативная компетенция, т.е. готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми, есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Однако, особенно в последние годы, со стороны работодателей и преподавателей вузов у ...
Понятие «здоровьесберегающие технологии». Принципы сохранения здоровья младших
школьников в педагогическом процессе
Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экон ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.