– тахилалия – патологически ускоренный темп речи (высокий порог возбуждения) и пр.
С течением времени (восьмидесятые – девяностые годы прошлого столетия) в психологии рождается новая отрасль науки – психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями (ППДДРН), занимающаяся разработками методов и методик распознавания и измерения психолого-педагогических особенностей детей с нарушением речи. ППДДРН включает в себя следующие составляющие:
– медицинскую диагностику;
– педагогическую диагностику;
– психологическую диагностику;
– логопедическую диагностику.
Психолого-педагогическая диагностика особенно важна для логопедии, так как речь связана со всеми психическими функциями ребёнка, а своевременное распознавание имеющегося расстройства, правильное понимание его структуры и динамики развития, позволяет оказать качественную, своевременную помощь ребёнку с нарушением речи.
Ранняя постановка диагноза способствует своевременной коррекционной работе по восстановлению речевых функций ребёнка. Для этого необходимо знать этиологию (причины), механизмы, симптомы, виды нарушений речи. Поэтому, прежде всего, необходимо системное, всестороннее, комплексное изучение, обследование ребёнка, каким на сегодняшний момент является психолого-педагогическое обследование.
Сама процедура психолого-педагогического обследования начинается, в первую очередь, с плана, соответствующего озвученной проблеме, возрасту обследуемого и его актуальным возможностям. Обследование ребенка с нарушением речи осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка: предметно-практической, игровой, учебной.
Конечной целью данного обследования является определение педагогических условий и индивидуальных приёмов и методов помощи, необходимых ребёнку с тем или иным речевым нарушением.
Как мы знаем, психолого-педагогическое обследование детей представляет собой единый комплекс и включает в себя три вида обследования: клиническое, психологическое, педагогическое; каждое из них имеет своё направление, цели и задачи:
– медицинское или клиническое (рассматривает картину онтогенеза и дизонтогенеза на основе клинических / медицинских данных анамнеза; обследование проводят: педиатр, терапевт, невропатолог, офтальмолог, отолоринголог и др.);
– педагогическое (рассматривает сведения об уровне овладения ребёнком ЗУНП (знаний, умений, навыков, понимания) на определенном возрастном этапе);
– психологическое (организовывается для психологического изучения ребенка с учетом его возраста, что позволяет выбрать форму и методику диагностической процедуры).
Как правило, обследование начинается с предварительного изучения документации ребенка: характеристики, медицинских справок, записей других специалистов, письменных работ. Затем проводится беседа с родителями с целью выяснить условия жизни ребенка, особенности его развития, состав семьи, профессию родителей и т.п. Рассмотрим подробнее аспекты психологического и педагогического обследования.
Психологическая модель диагностики включает оценку причин тех или иных проблем или неблагополучий, обусловленных психологическими особенностями индивидуума, страдающего речевым расстройством. В этом процессе исходные предпосылки в виде особенностей мотивации поведения ребенка, стереотипов сформированной системы отношений к людям и событиям, личностных черт и т.п. порождают систему эмоциональных связей, взаимоотношений, реализующихся в общении. Особенности этих связей и общения в целом, в свою очередь, служат предпосылками внутриличностных конфликтов, предопределяют способы реагирования на ситуации, затрагивающие жизнь ребенка в социуме. Именно такую ситуацию представляет речевой дефект.
Разработка проекта анимационной программы «Развитие навыков общения и
позитивного отношения к себе», направленной на развитие культуры досуга
подростков
Анимационная программа «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе» (см. приложение), направленная на развитие культуры досуга подростков систематизирует и активизирует все виды и формы социально-педагогической работы с детьми, активно включает в работу с детьми учреждения науки, культ ...
Современные технологии обучения физике
Научная основа традиционного обучения - ассоциативно-рефлекторная теория (концепция). Согласно этой теории, усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие способностей учащихся определяется процессом образования в его сознании простых и сложных ассоциаций (связей) между фактами, представл ...
Психологические основы исследовательского обучения школьников
К фундаментальным идеям, на которых строится исследовательское обучение, могут быть отнесены следующие принципы. Принцип ориентации на познавательные интересы учащегося. Исследование – процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.