Педагогика и образование » Методы и методики психолого-педагогического обследования ребёнка с нарушением речи

Методы и методики психолого-педагогического обследования ребёнка с нарушением речи

Страница 2

– тахилалия – патологически ускоренный темп речи (высокий порог возбуждения) и пр.

С течением времени (восьмидесятые – девяностые годы прошлого столетия) в психологии рождается новая отрасль науки – психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями (ППДДРН), занимающаяся разработками методов и методик распознавания и измерения психолого-педагогических особенностей детей с нарушением речи. ППДДРН включает в себя следующие составляющие:

– медицинскую диагностику;

– педагогическую диагностику;

– психологическую диагностику;

– логопедическую диагностику.

Психолого-педагогическая диагностика особенно важна для логопедии, так как речь связана со всеми психическими функциями ребёнка, а своевременное распознавание имеющегося расстройства, правильное понимание его структуры и динамики развития, позволяет оказать качественную, своевременную помощь ребёнку с нарушением речи.

Ранняя постановка диагноза способствует своевременной коррекционной работе по восстановлению речевых функций ребёнка. Для этого необходимо знать этиологию (причины), механизмы, симптомы, виды нарушений речи. Поэтому, прежде всего, необходимо системное, всестороннее, комплексное изучение, обследование ребёнка, каким на сегодняшний момент является психолого-педагогическое обследование.

Сама процедура психолого-педагогического обследования начинается, в первую очередь, с плана, соответствующего озвученной проблеме, возрасту обследуемого и его актуальным возможностям. Обследование ребенка с нарушением речи осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка: предметно-практической, игровой, учебной.

Конечной целью данного обследования является определение педагогических условий и индивидуальных приёмов и методов помощи, необходимых ребёнку с тем или иным речевым нарушением.

Как мы знаем, психолого-педагогическое обследование детей представляет собой единый комплекс и включает в себя три вида обследования: клиническое, психологическое, педагогическое; каждое из них имеет своё направление, цели и задачи:

– медицинское или клиническое (рассматривает картину онтогенеза и дизонтогенеза на основе клинических / медицинских данных анамнеза; обследование проводят: педиатр, терапевт, невропатолог, офтальмолог, отолоринголог и др.);

– педагогическое (рассматривает сведения об уровне овладения ребёнком ЗУНП (знаний, умений, навыков, понимания) на определенном возрастном этапе);

– психологическое (организовывается для психологического изучения ребенка с учетом его возраста, что позволяет выбрать форму и методику диагностической процедуры).

Как правило, обследование начинается с предварительного изучения документации ребенка: характеристики, медицинских справок, записей других специалистов, письменных работ. Затем проводится беседа с родителями с целью выяснить условия жизни ребенка, особенности его развития, состав семьи, профессию родителей и т.п. Рассмотрим подробнее аспекты психологического и педагогического обследования.

Психологическая модель диагностики включает оценку причин тех или иных проблем или неблагополучий, обусловленных психологическими особенностями индивидуума, страдающего речевым расстройством. В этом процессе исходные предпосылки в виде особенностей мотивации поведения ребенка, стереотипов сформированной системы отношений к людям и событиям, личностных черт и т.п. порождают систему эмоциональных связей, взаимоотношений, реализующихся в общении. Особенности этих связей и общения в целом, в свою очередь, служат предпосылками внутриличностных конфликтов, предопределяют способы реагирования на ситуации, затрагивающие жизнь ребенка в социуме. Именно такую ситуацию представляет речевой дефект.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Использование игровых методов на уроках английского языка
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Применение иг ...

Педагогическая Работа с дошкольниками на примере исследования живого уголка
С. Николаева в статье «Формирование начал экологической культуры» приводит разнообразные уроки для детей среднего дошкольного возраста. Рассмотрим один из уроков. Воспитатель вместе с детьми вспоминает, как они играли в «зоопарк»; выясняет, кто с родителями был в, настоящем зоопарке и кого там виде ...

Мышление как психологическая категория
Мыслительная деятельность ребенка младшего школьного возраста зависит от его психологической готовности к мышлению. Прежде, чем рассматривать способности ребенка данного возраста к мышлению, попытаемся выявить, что такое мышление вообще. Психологическая наука дает несколько определений мышления в с ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0294