Педагогика и образование » Методы и методики психолого-педагогического обследования ребёнка с нарушением речи

Методы и методики психолого-педагогического обследования ребёнка с нарушением речи

Страница 3

Психологическое обследование является ведущим видом обследования, задачами которого является получение сведений о личности ребенка, уровне его умственного развития и поведении. Результативность психологического обследования, а также степень обоснованности выводов зависят от соответствия выбранных психодиагностических методов и методик решаемым психолого-педагогическим задачам. Психодиагностические методы и методики делятся: по направленности; по фундаментальному теоретическому конструкту; по форме применения. Диагностическая деятельность психолога обусловлена получением оценки неречевых симптомов в структуре речевого дефекта и определением коррекционного обучения.

При психологическом обследовании используется только тот психологический инструментарий, который соответствует всем критериям, предъявляемым к диагностическому материалу, прошел адаптацию на большой выборке детей с подобными проблемами, причем имеются стандартизированные данные об особенностях их развития [3, с. 229]. Это могут быть следующие методы психологической диагностики: наблюдение, эксперимент, тестирование и другие. Также методы психологического обследования бывают устные и письменные (интервью, беседа), бланковые, предметные (доски Сегена, кубики Кооса); аппаратурные, компьютерные; вербальные (словесно-логические) и невербальные (матрицы Равена).

В дальнейшем, в практической работе при отборе батарей методик для психологического обследования используется психотерапевтическая модель, основой которой является целостное рассмотрение проблем развития ребенка и его переживаний по поводу своего состояния.

Так, для детей дошкольного и младшего школьного возраста психологическая модель предполагает анализ психического развития ребенка в соответствии с возрастной нормой, поэтому в программу обследования включены в первую очередь оценки психомоторного развития, речи и интеллекта.

Педагогическое обследование ребёнка с нарушением речи проводится в целях: – определения уровня педагогической запущенности, пограничных состояний и задержек психического развития; выявления индивидуальных типологических возможностей, что является крайне важным для дальнейшего обучения и развития ребёнка;

– определения уровня овладения ребенком учебных навыков и степени освоения и усвоения учебного материала в соответствии с учебной программой образовательного учреждения, которое посещает ребенок;

– оценки динамики развития ребёнка (прежде всего, тех психических характеристик, которым необходима коррекция для получения лучшего результата);

– организации оптимальных межличностных взаимодействий в тандеме «ребёнок – педагог» на основе индивидуально-типологических особенностей обоих сторон, а также характера взаимоотношений между ними на протяжении всего курса логопедической коррекции;

– анализа результатов коррекционного воздействия педагогов, принимавших участие в коррекционном процессе;

– консультационной работы с родителями ребёнка;

– планирования последующей работы на основании полученных данных.

Подготовка к обследованию предполагает подборку стимульного материала и конкретных, соответствующих поставленным целям, методов и методик. На разных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения деятельности и личностных особенностей ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов диагностики зависит от коммуникативности ребенка, трудности адаптации в новых условиях, тревожности, сензитивности и других индивидуальных особенностей, а также от поставленных целей и задач каждого этапа обследования.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Условия проведения логопедического массажа
Массаж можно начинать проводить с двухмесячного возраста. Массаж волосистой части головы выполняют только с полутора лет. Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через ден ...

Дидактические игры для дошкольников
Игра "Собери снеговика" ЦЕЛЬ: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки. ХОД. В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детал ...

Проявление познавательного интереса в младшем школьном возрасте
В данной главе будет дана подробная характеристика специфических особенностей познавательных интересов младших школьников. Как уже было выяснено в предыдущей главе, при поступлении ребенка в школу, под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качес ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0273