Педагогическое обследование ребенка с нарушением речи, как правило, осуществляется логопедом с помощью различных нестандартизированных методик, тестовых заданий; методов исследования фонетической грани речи (предметные картинки, содержащие звук в начале, в середине или в конце слова; речевой материал – слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки); методов исследования фонематической грани речи (картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать противоположные звуки: звонкие – глухие, свистящие – шипящие, твердые – мягкие и т.д.); методов исследования лексики и грамматического строя речи (предметные и сюжетные картинки по лексическим темам; картинки с изображением действий; картинки с изображением разного количества предметов (мяч – мячи, ваза – вазы и пр.); картинки с изображением однородных предметов, различающихся по какому-либо признаку (высота, ширина, длина и пр.); методов исследования состояния связной речи (сюжетные картинки; серии сюжетных картинок для разных возрастных групп); методов исследования языкового анализа и синтеза (речевой материал – предложения, слова различной звуко-слоговой структуры; предметные и сюжетные картинки). К ним не предъявляются требования оценки по валидности, надёжности, репрезентативности (адекватное отражение характеристики обследуемых) и стандартизации.
Основным методом педагогического обследования является обучающий эксперимент, который позволяет определить этап возникновения трудностей, компенсаторные возможности, степень и характер помощи, спроектировать коррекционное направление.
Таким образом, в связи с анализом прочитанной научной литературы и вышеизложенным материалом, можно сделать вывод: методологическая база психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи находится на стадии теоретических и практических разработок. Как сказал Х. Хеффдинг,»… теории приходят и уходят, а фундаментальные проблемы остаются».
Рассмотрев теоретический материал по проблеме нарушения речи у детей, можно отметить, что психолого-педагогическое обследование каждого ребёнка с нарушением речи, с соблюдением принципов психолого-педагогической диагностики, является в настоящее время актульным, адекватным и своевременным подходом в решении проблемы нарушения речи у детей.
Средства разработки программно-методического обеспечения
Ведущие фирмы в области информационно-измерительных и управляющих технологий (Hewlett Packard, National Instruments и др.) производят комплектные системы, включающие как аппаратные средства сопряжения с объектом, так и все необходимое программное обеспечение их поддержки. Сюда входят драйверы управ ...
Классификация педагогических технологий
Воплощение технологического подхода в построении систем обучения имеет много примеров из прошлого: система индивидуально предписанного обучения, созданная в середине 1960-х гг. Питтсбургским университетом; система бригадно-индивидуального обучения, разработанная в 1980-е гг. в университете Джонса Г ...
Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы
исследования
Целью экспериментальной работы явилась проверка эффективности воздействия предлагаемых нами педагогических условий в рамках разработанной процессуальной модели, реализуемой в воспитательно-коррекционной программе предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ор ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.