Педагогика и образование » Методы и методики психолого-педагогического обследования ребёнка с нарушением речи

Методы и методики психолого-педагогического обследования ребёнка с нарушением речи

Страница 4

Педагогическое обследование ребенка с нарушением речи, как правило, осуществляется логопедом с помощью различных нестандартизированных методик, тестовых заданий; методов исследования фонетической грани речи (предметные картинки, содержащие звук в начале, в середине или в конце слова; речевой материал – слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки); методов исследования фонематической грани речи (картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать противоположные звуки: звонкие – глухие, свистящие – шипящие, твердые – мягкие и т.д.); методов исследования лексики и грамматического строя речи (предметные и сюжетные картинки по лексическим темам; картинки с изображением действий; картинки с изображением разного количества предметов (мяч – мячи, ваза – вазы и пр.); картинки с изображением однородных предметов, различающихся по какому-либо признаку (высота, ширина, длина и пр.); методов исследования состояния связной речи (сюжетные картинки; серии сюжетных картинок для разных возрастных групп); методов исследования языкового анализа и синтеза (речевой материал – предложения, слова различной звуко-слоговой структуры; предметные и сюжетные картинки). К ним не предъявляются требования оценки по валидности, надёжности, репрезентативности (адекватное отражение характеристики обследуемых) и стандартизации.

Основным методом педагогического обследования является обучающий эксперимент, который позволяет определить этап возникновения трудностей, компенсаторные возможности, степень и характер помощи, спроектировать коррекционное направление.

Таким образом, в связи с анализом прочитанной научной литературы и вышеизложенным материалом, можно сделать вывод: методологическая база психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи находится на стадии теоретических и практических разработок. Как сказал Х. Хеффдинг,»… теории приходят и уходят, а фундаментальные проблемы остаются».

Рассмотрев теоретический материал по проблеме нарушения речи у детей, можно отметить, что психолого-педагогическое обследование каждого ребёнка с нарушением речи, с соблюдением принципов психолого-педагогической диагностики, является в настоящее время актульным, адекватным и своевременным подходом в решении проблемы нарушения речи у детей.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Роль школьной библиотеки в учебном процессе
«Школа – это прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения». В.А. Сухомлинский Библиотека в школе . Что это? Информационный, образовательный, культурно-досуговый элемент образовательной среды. Это несомненно. Каждая библиотека вырабатывает свою страте ...

Применение исследовательского метода обучения при организации производства в школе
Использование исследовательского метода подразумевает следующие этапы организации учебной деятельности: определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования; выявление и формулирование общей проблемы; формулировку гипотез; определение методов сбора и обработки данных в подтверждение ...

Основные причины недостатков социально-личностного развития слепоглухих детей
В результате ограниченности общения детей со взрослыми и между собой у слепоглухих возникает недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребенка о явлениях социальной жизни и своем месте в ней. Негативное влияние на социальное развитие слепоглухих детей оказывает и пребыва ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0265