Педагогика и образование » Методы и методики психолого-педагогического обследования ребёнка с нарушением речи

Методы и методики психолого-педагогического обследования ребёнка с нарушением речи

Страница 4

Педагогическое обследование ребенка с нарушением речи, как правило, осуществляется логопедом с помощью различных нестандартизированных методик, тестовых заданий; методов исследования фонетической грани речи (предметные картинки, содержащие звук в начале, в середине или в конце слова; речевой материал – слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки); методов исследования фонематической грани речи (картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать противоположные звуки: звонкие – глухие, свистящие – шипящие, твердые – мягкие и т.д.); методов исследования лексики и грамматического строя речи (предметные и сюжетные картинки по лексическим темам; картинки с изображением действий; картинки с изображением разного количества предметов (мяч – мячи, ваза – вазы и пр.); картинки с изображением однородных предметов, различающихся по какому-либо признаку (высота, ширина, длина и пр.); методов исследования состояния связной речи (сюжетные картинки; серии сюжетных картинок для разных возрастных групп); методов исследования языкового анализа и синтеза (речевой материал – предложения, слова различной звуко-слоговой структуры; предметные и сюжетные картинки). К ним не предъявляются требования оценки по валидности, надёжности, репрезентативности (адекватное отражение характеристики обследуемых) и стандартизации.

Основным методом педагогического обследования является обучающий эксперимент, который позволяет определить этап возникновения трудностей, компенсаторные возможности, степень и характер помощи, спроектировать коррекционное направление.

Таким образом, в связи с анализом прочитанной научной литературы и вышеизложенным материалом, можно сделать вывод: методологическая база психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи находится на стадии теоретических и практических разработок. Как сказал Х. Хеффдинг,»… теории приходят и уходят, а фундаментальные проблемы остаются».

Рассмотрев теоретический материал по проблеме нарушения речи у детей, можно отметить, что психолого-педагогическое обследование каждого ребёнка с нарушением речи, с соблюдением принципов психолого-педагогической диагностики, является в настоящее время актульным, адекватным и своевременным подходом в решении проблемы нарушения речи у детей.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Принципы государственной политики в области образования
Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными ...

Работа над орфографическими ошибками учащихся
Работа над орфографическими ошибками, допускаемыми учащимися, - важный этап в формировании у них орфографических умений и навыков. Она должна проводиться учителем регулярно в определенной системе. Появление в письменной речи учащихся орфографических ошибок - закономерное явление процесса обучения. ...

Генезис высшего образования: его цели и ценности
Среднее образование в Древней Греции было представлено двумя институтами: гимнасиями и эфебией (учреждением, завершающим систему среднего образования). Эфебия служила не столько целям образования (получению новой информации), сколько приобретению практических навыков. Юноши, проявившие способности ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.1087