Проблема диагностики педагогического общения в УДОД чрезвычайно актуальна для непрерывного повышения уровня квалификации педагогов. В связи с этим цель параграфа - выявить доминирующие стили общения педагогов дополнительного образования.
Задачи второго параграфа заключались в том, чтобы:
применить комплекс методик по выявлению стиля общения у педагогов конкретного учреждения дополнительного образования;
определить доминирующий стиль общения у педагогов УДОД.
Экспериментальное исследование проходило в МОУ ДОД "Дом детского творчества". Доминирующие стили общения педагогов выявлялись с помощью представленных в § 2.1 методик: "Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения", "Стиль педагогического общения", "Диагностика стилей педагогического общения". В эксперименте принимали участие 85 педагогов учреждения.
По результатам методики "Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения" (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) было выявлено, что достаточно большая группа педагогов (40 %) ориентирована в большей мере на людей. Для них характерно сопереживание ребенку, коллегам, осознание ценности взаимопонимания, сотрудничества (диаграмма 1).
Диаграмма 1
Соотношение стилей педагогического общения педагогов УДОД по методике "Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения"
У такого же количества педагогов (40 %) наблюдается преобладание ориентации на процесс: постановку задач, выбор содержания, организацию воспитательного процесса. Усилия каждого пятого (19,9 %) педагога, в первую очередь, направлены на четкую организацию занятий, применение привычных алгоритмов, упорядочивающих ключевые моменты жизнедеятельности детского объединения.
В качестве отрицательного результата можно отметить, что практически никто из педагогов не ориентирован на перспективу, хотя современные условия развития образовательного процесса требуют от педагога мобильности, применение инновационных технологий в своей деятельности.
Полученные данные позволяют утверждать, что для педагогов дополнительного образования основополагающей ценностью является ребенок, также справедливо то, что они не меньше значения придают необходимости организации педагогического процесса как главного фактора развития личности ребенка. Каждый пятый педагог ориентирован в большей мере на действие, что свидетельствует о смещении акцента в сторону решения отдельных задач, но не обеспечения целостного педагогического процесса.
Для проверки результатов, полученных при применении методики "Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения", было проведено исследование с использованием методики "Стили педагогического общения" (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов). Она позволяет выделить доминирующий стиль педагогического общения воспитателей УДОД, учитывая традиционную классификацию стилей, - авторитарный, либеральный, демократический.
Диаграмма 3
Результаты диагностики стилей педагогического общения педагогов УДОД по методике "Стили педагогического общения"
Исследование педагогического общения в УДОД по указанной выше методике показало, что большинство педагогов реализуют во взаимодействии с ребенком демократический стиль общения как наиболее приемлемый. Малая часть педагогов (16,8) тяготеет к либеральному стилю общения.
Только 0,8 % педагогов придерживаются авторитарного стиля общения. Данные, полученные в результате применения выше названной методики, убедительно доказывают, что педагогики УДОД осуществляют свою деятельность и общение в соответствии с ценностями гуманистического подхода к воспитанию личности ребенка.
С целью создания образного представления о характере общения педагогов учреждений дополнительного образования с воспитанниками была проведена методика "Диагностика стилей педагогического общения" (Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин).
Анализ полученных результатов позволил в качестве доминирующего стиля выделить "Союз" (60 %), отражающий преобладание дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции (диаграмма 2). Это стиль считается наиболее приемлемым в общении с детьми любого возраста и, особенно, в учреждениях дополнительного образования, что обусловлено особенностями УДОД, описанными ранее (параграф 1.2.).
Диаграмма 2
Распределение педагогов УДОД по стилям педагогического общения в рамках методики "Диагностика стилей педагогического общения"
Организация учебной деятельности – один из путей формирования мотивации
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того какова структура учебной деятельности во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Изучение каждого самостоятельного этапа или темы программы должно состоять из следующих трех ...
Анализ программного содержания по разделу «Форма»
Программа по развитию элементарных математических представлений для дошкольников составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта. Задачи развития представлений о форме в условиях детского сада реализуются в рамках программы формирования элем ...
Система упражнений пропедевтики и развития интереса к математике
Программа по математике указывает на важность формирования у учащихся навыков логического мышления, развития пространственных представлений, воображения и творческого мышления. В решении этих задач особое место принадлежит геометрии, так как ее изучение неразрывно связано с осуществлением таких опе ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.