Целью исследования является экспериментальное подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы.
Опытно-экспериментальная работа включала следующие этапы:
Констатирующий эксперимент. Цель - выяснить состояние проблемы формирования экологических знаний в контрольном и экспериментальном классах; определить исходный уровень сформированности экологических знаний у учащихся экспериментального и контрольного классов по выделенным показателям.
Формирующий эксперимент. Цель – реализация педагогических условий в реальном учебном процессе.
Контрольный срез. Цель – исследование результативности проведенного формирующего эксперимента по формированию экологических знаний у учащихся экспериментального класса.
Эксперимент проходил на базе 4 «А» класса, МОУ «Ильинская основная общеобразовательная школа» в экспериментальной работе принимало участие 6 учеников и 4 «Б» класса, МОУ «Мяксинская основная общеобразовательная средняя школа» в экспериментальной работе принимало участие 6 учеников.
В качестве экспериментального был выбран 4 «Б» класс (учитель – Хрушкова Елена Адольфовна). Как отмечает учитель, Хрушкова Елена Адольфовна уровень успеваемости по предметам – средний. В качестве контрольного класса был выбран 4 «А» (учитель Гусева Галина Николаевна). Учитель этого класса, Гусева Галина Николаевна, говорит о том, что уровень успеваемости у учеников выше среднего. В обоих классах отсутствовали дети с задержкой психического или физического развития, а также дети с серьезными дефектами речи. Оба класса работают по традиционной системе обучения, учебно-методическому комплекту «Школа России», программа «Мир вокруг нас», автор Плешаков А.А.
Таким образом, по уровню образовательной подготовки классы примерно одинаковые.
При проведении констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:
определить критерии показатели сформированности экологических знаний у детей младшего школьного возраста;
подобрать диагностические методики для выявления уровня сформированности экологических знаний у младших школьников;
определить исходный уровень сформированности экологических знаний в указанных классах;
проанализировать результаты, полученные при проведении методик.
В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методы исследования: тестирование, изучение результатов деятельности учащихся, качественная и количественная обработка данных.
Для выяснения уровня сформированности экологических знаний и у детей мы выбрали метод анкетирования и тестирования, способом обработки данных является анализ ответов учащихся. Критериями обработки данных являются полнота, осознанность, правильность. (Критерии по В.П. Беспалько), приведены в таблице 2
Таблица 2 Критерии и показатели сформированности экологических знаний у младших школьников.
Критерии |
Показатели |
Полнота |
знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними (биосфера, экосистема, элементарные экосистемы); экологические знания о биологических системах (лес, луг, водоём и другие), о взаимоотношениях организмов со средой их обитания, о приспособлениях к ней, взаимоотношениях организмов друг с другом и человеком; знания о ценности, значимости изучаемых объектов в жизни природы и человека; знания о труде людей по использованию природных богатств. |
Осознанность |
умение устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями действительности при усвоении экологических знаний |
Прочность |
длительное сохранение полученных экологических знаний в памяти учащихся и умение воспроизводить их и применять нужные знания в конкретной ситуации |
На основании вышеизложенных критериев и показателей были выделены уровни сформированности экологических знаний у обучающихся четвертых классов. Характеристика уровней представлена в таблице 3.
Таблица 3
Уровень |
Характеристика |
Баллы |
Высокий |
Учащиеся в полной мере владеют знаниями о взаимосвязи растений и животных со средой обитания; о человеке как части природы; об использовании природных богатств; о загрязнении окружающей среды. Знание по содержательным линиям «Биосфера – глобальная экосистема», «Элементарные экосистемы», «Человек и человечество в экосистемах Земли», полные, осознанные и упорядоченные. Верно оценивают экологическую ситуацию, могут предложить целесообразный способ решения экологической проблемы. |
18-20 |
Средний |
Учащиеся допускают небольшое количество ошибок при установлении взаимосвязей в природе; имеют недостаточно четкие представления о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнении окружающей среды. Знания по содержательным линиям «Биосфера – глобальная экосистема», «Элементарные экосистемы», «Человек и человечество в экосистемах Земли» недостаточно полные, осознанные. Могут оценить экологическую ситуацию, но не могут предложить целесообразный способ решения экологической проблемы. |
13-17 |
Низкий |
Учащиеся не владеют знаниями о взаимосвязях в неживой и живой природе; о человеке как о части природы; об использовании природных богатств; о загрязнении окружающей среды. Знания по содержательным линиям «Биосфера – глобальная экосистема», «Элементарные экосистемы», «Человек и человечество в экосистемах Земли» разрозненные, часты заблуждения, отсутствует осознанность, прочность. Не могут оценить экологическую ситуацию и не могут предложить способ решения экологической проблемы. |
0-12 |
Особенности организации взаимодействия учителя с учащимися с учетом
психологической проблемы
Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. Правильное соотношение деятельности и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса ...
Возрастные особенности развития младших школьников на этапе формирования
геометрических представлений
Особое содержание геометрического материала, включенного в программу и реализованного в системе тщательно отобранных задач, направлено на формирование достаточно полной системы геометрических представлений (включающей образы геометрических фигур, их элементов, отношений между фигурами, их элементам ...
Сущность понятия «речевые умения»
Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детски ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.