На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.
Существующий сегодня экологический кризис представляется философско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности и общества в целом. Отношение человека к природной среде, социальному окружению, к себе как части природы во многом определяется его экологической культурой, сознанием, от уровня развития которых зависит понимание личностью ценности самой природы, принципиально новой мировоззренческой установки, связанной с осознанием единства природы и общества, их целостности.
Справедливо утверждение С.Н. Глазачева о том, что на смену природопокорительскому взгляду на мир должна прийти новая система ценностей, в создании которой, по мнению ученого, особая роль принадлежит системе образования. В связи, с чем у выпускника начальной школы должно быть сформировано ответственное отношение к окружающей природной среде, положено начало формированию экологического сознания.
"Мы стремимся к тому" - писал В.А. Сухомлинский, - чтобы на школьном дворе ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее от того, что к ней приложил заботу он, ребенок".
Но для этого необходимо сформировать экологические знания.
С момента появления человека познание природы было одним из необходимых условий его выживания. Человечество постепенно накапливало экологические знания. Известно, что все живые организмы тесно взаимосвязаны и находятся в равновесии с окружающей неживой природой. Чтобы не разрушить эту гармонию, важно жить в соответствии с законами развития живого, вписываться в их ход. Жизнь на нашей планете – уникальное явление, и каждый должен сделать все возможное для ее процветания.
В начальной школе закладывается начало формирования экологических знаний. Проблемой формирования у младших школьников экологических знаний занимались и занимаются такие ученые, как И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный (авторы концепции общего среднего экологического образования), Л. П. Симонова (Экологическое образование в начальной школе) и др.
Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для формирования экологических знаний.
Основная работа в начальной школе по формированию экологических знаний проводится в процессе изучения окружающего мира. По мнению многих ученых, таких как А. А. Плешаков, Л. П. Симонова, Л. И. Бурова, очень важно формирование у младших школьников экологических знаний, т.к. они необходимы каждому человеку, чтобы создать достойную человека среду, развить настолько современные производственные силы, которые могли бы обеспечить гармонию человека и природы.
Но на сегодняшний день остаются недостаточно раскрытыми педагогические условия формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира младшими школьниками.
Отсюда выявляется противоречие между объективными потребностями практики в формировании экологических знаний и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования экологических знаний при изучении окружающего мира у младших школьников.
Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор нашей темы.
С учетом выявленного противоречия и недостаточной освещенностью данного вопроса в психолого-педагогической литературе определена проблема исследования, сформулированная следующим образом: каковы педагогические условия эффективного формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира.
Решение данной проблемы стало целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования экологических знаний у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира.
Задачи исследования:
на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятий «экологическое образование», ««знания», «экологические знания»,
рассмотреть проблему формирования экологических знаний у младших школьников;
изучить возможности формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира;
разработать методики и выявить уровень сформированности экологических знаний у четвероклассников;
в процессе формирующего эксперимента проверить выделенные педагогические условия эффективного формирования экологических знаний у четвероклассников;
выполнить анализ и интерпретацию результатов экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: эффективному формированию экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира будет способствовать соблюдение следующих педагогических условий:
использование на уроках окружающего мира творческих заданий экологического содержания;
формирование экологических знаний на межпредметной основе;
установление связи содержания внеклассной работы и уроков окружающего мира.
Для решения задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы исследования:
метод сбора информации (изучение литературы, анализ продуктов деятельности учащихся);
диагностические: анкетирование.
общелогические методы: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты).
методы математической статистики (среднеарифметическое, коэффициент эффективности)
Исследование состояло из следующих этапов:
Изучение литературы по теме и разработка программы эксперимента (сентябрь-октябрь 2009 г.)
Проведение констатирующего эксперимента (ноябрь-декабрь 2009 г.)
Проведение формирующего эксперимента (январь 2010 г. - апрель 2010 г.)
Подведение итогов, оформление работы (апрель 2010 г.- декабрь 2010)
Теоретическая значимость исследования заключается в определении педагогических условий успешного формирования экологических знаний у детей младшего школьного возраста при изучении окружающего мира.
Практическая значимость исследования состоит в разработке конспектов уроков и внеклассных занятий, направленных на формирование экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста.
База исследования: контрольный класс- 4 класс, МОУ «Ильинская основная общеобразовательная школа» (6 учеников, учитель – Гусева Галина Николаевна); экспериментальный класс - 4 класс, МОУ «Мяксинская основная общеобразовательная средняя школа» (9 учеников, учитель – Хрушкова Елена Адольфовна).
Структура работы. Во введении раскрыта актуальность проблемы, представлен методологический аппарат исследования. В первой главе определены психолого-педагогические основы исследования. Вторая глава содержит опытно-экспериментальную работу (констатирующий и формирующий эксперименты, контрольный срез). В заключении представлены основные выводы по проделанной работе.
История русской кулинарии
На этапе IX-XVI века русской кулинарии сформировалась остающаяся неизменной по сей день основа русского стола: знаменитый черный ржаной хлеб, традиционные супы и каши, пироги и другие многочисленные изделия из дрожжевого теста, блины, а также напитки - мед, квас и водка. Кроме того, в связи с приня ...
Хореографический коллектив в общеобразовательной школе
В современных условиях возникла настоятельная потребность в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полно ...
Сенсорное развитие детей на разных этапах дошкольного возраста
В каждом возрасте перед сенсорным развитием и воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. К ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.