Для определения уровней сформированности экологических знаний у учащихся четвертых классов, нами было использовано 3 методики.
Методика 1
Цель: выявить уровни сформированности экологических знаний по содержательной линии «Биосфера - глобальная экосистема».
Инструкция: детям предлагается тест, закрытого типа. Выполняется индивидуально каждым учеником, время выполнения 15 минут.
Содержание методики представлено в таблице 1
Таблица 1
№№ пп |
Вопросы и задания |
Эталоны ответов |
1. |
Что такое окружающая среда? 1. растения и животные 2. воздух, вода, солнечный свет, почва 3. природные условия в конкретно месте и экологическое состояние данной местности. |
3. природные условия в конкретно месте и экологическое состояние данной местности. |
2 |
Воздух- это твердое вещество жидкое вещество газообразное вещество |
3.газообразное вещество |
3 |
Вода, как вещество может быть в трех состояниях пяти состояниях только в одном состоянии. |
1.трех состояниях |
4 |
Почва содержит 1. множество элементов, образуется в результате длительных процессов изменения материнской (почвообразующей) породы 2. продукты разложения растительных и живых организмов 3. состав почвы человеку не известен |
1. множество элементов, образуется в результате длительных процессов изменения материнской (почвообразующей) породы |
5 |
Какие существуют группы растений? мхи, лишайники, злаковые водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые |
2. водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые |
6 |
Какие существуют группы животных? насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери насекомые, рыбы, мхи, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери |
1.насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери |
7 |
Звенья круговорота жизни это? 1.организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители 2. вода, воздух, растения. |
1. организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители |
Обработка: за каждое верно выполненное задание ставится 1 бал, баллы фиксируются в сводной таблице результатов. Работы детей представлены в Приложении №1
Методика 2
Цель: выявить уровни сформированности экологических знаний по содержательной линии «Элементарные экосистемы».
Инструкция: детям предлагается тест, содержащий задания открытого и закрытого типа. Выполняется индивидуально каждым учеником, время выполнения 15 минут.
Содержание методики представлено в таблице 2
Таблица 2
№№ пп |
Задания для учащихся |
Эталон ответа |
1. |
1. Что такое экология? а) правила ведения домашнего хозяйства; б) наука о связях между живыми существами и окружающей их средой в) защита от вредного действия загрязненной, испорченной окружающей среды |
Б. наука о связях между живыми существами и окружающей их средой |
2 |
2. Объясните значение слова «сообщество». а) все обитатели живут совместно, тесно связаны между собой. б) один только вид обитателей на определенной территории. в) обитатели не связанные между собой |
А. все обитатели живут совместно, тесно связаны между собой. |
3 |
3. Перечислены животные: пчела, шмель, коростель, полевка, мухи цветочные, перепел, жук навозник, кузнечик. Какое сообщество они заселяют? А) лес Б) водоем В) луг |
В. луг |
4 |
4.Перечислите основные меры по охране луга. 1.-------- 2.-------- 3.-------- |
1. не поджигать прошлогоднюю траву 2. не уничтожать живущих животных 3. выпас домашнего скота 4. подсев семян редких растений |
5 |
5. Напишите, какие растения и животные луга нуждаются в особой охране. Р. 1 2 3 4 Ж. 1 2 3 4 | |
6 |
6. Как связаны обитатели природного сообщества – водоема, между собой А) цепь питания Б) совместное питания разнообразных живых существ В) общая проживающая территория |
а, б |
7 |
7. Перечислите, как используются луга в сельском хозяйстве. 1. 2. 3. 4. |
Выпас скота, сенокосы, вспашка под культурные растения, озеленение. |
Методика "Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного
запоминания отвлеченных понятий"
Цель исследования: установить роль системы вспомогательных пиктографических знаков в расширении объема памяти. Материал и оборудование: наборы слов, тестовый бланк для пиктограмм размером в стандартный лист, разделенный на 16 клеточек, протокол исследования, бумага, карандаши или ручки для записи и ...
Значение театрализованных игр для всестороннего развития
ребёнка
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в той или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, ...
Общие требования к методам производственного
обучения
Успешное проведение занятий с учащимися зависят от методов их приёмов обучения, применяемых мастером производственного обучения. Методы производственного обучения должны отвечать следующим требованиям: Воспитывающий характер производственного обучении; политехническая направленность производственно ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.