Педагогика и образование » Методика формирования экологических знаний у младших школьников » Реализация педагогических условий эффективного формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Реализация педагогических условий эффективного формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Страница 4

Таким образом, мы видим, что на различных уроках можно устанавливать межпредметные связи с уроками окружающего мира, что способствует формированию экологических знаний. Данные уроки позволяют еще более конкретно сформировать экологические знания, а также закрепить их, используя в новой ситуации.

Следующим условием было установление связи содержания внеклассной работы и уроков окружающего мира, что способствовало более глубокому осмыслению пройденного материала. Сначала экологические знания формировались и закреплялись на уроках, затем аналогичная по содержанию работа проводилась во внеурочной деятельности.

Так, сначала проводился урок «Лес и человек» (см. прил. № 5), далее проводились уроки на межпредметной основе, которые показаны выше, а далее проводилось внеклассное занятие «Берегите природу», где основным моментом было формирование экологических знаний о правилах поведения в лесу.

Покажем на конкретном примере реализацию третьего условия. Так, на уроке «Лес и человек» детям предлагалось по учебнику сформулировать правила поведения в лесу. Детям говорилось, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает должно быть хорошо продумано. Иначе природе может быть нанесён большой вред. Лес - это зелёная кладовая, кладовая чистого воздуха, свежей воды, ягод, грибов, лекарственных растений. Входя в него, подумайте: кем вы туда входите. Лучше всего - войти в лес другом.

Дети сформулировали следующее правила:

не оставлять мусор, он засоряет лес;

разумный сбор даров леса;

нельзя громко кричать и включать музыку;

нельзя ездить на машине или мотоцикле в лесу;

гулять с собакой только на поводке;

нельзя разжигать костёр;

наблюдать за животными - это редкая удача

На внеклассном занятии «Берегите природу» дети знания, полученные на уроке, использовали в новой ситуации:

Как вы поступите, чтобы не причинить вреда природе? Дайте краткий ответ.

1. На дорожке прыгает маленький птенец, который никак не может взлететь. Ваши поступки.

2. Ребята поставили палатки и пошли в лес за лапником ветками ели, чтобы приготовить место для ночлега.

3.Вы нашли гриб, но не знаете, настоящий это белый или ложный. Что делать?

4. Ребята гуляли со щенком в лесу. Вдруг они заметили, что его нет рядом. Они его звали, кричали, но так и не нашли.

5.Вы увидели, что на берегу озера мужчина моет машину.

6. Составь правила поведения в лесу.

7. В предложенных ситуациях выдели и объясни неправильные действия детей.

8. Шли по лесу, увидели тлеющие угольки костра.

9. На земле валялась бумага, полиэтиленовые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Ребята собрали все это и сожгли на костре.

В связи с тем, что знания о правилах поведения в лесу детьми уже были сформулированы, они легко отвечали на предложенные ситуации. Только Ира В. с низким уровнем сформированности экологических знаний неправильно ответила на вопрос 3 , что возьмет домой гриб, а дома родители посмотрят. Но ребята сразу дали правильное решение: если не знаешь – не бери. Таким образом, дети помогли Ире В. ответить правильно на ситуацию, в связи с чем у нее формировались правильные экологические знания.

Сравнив содержание заданий, указанных в приведенных примерах, можно заметить их связь. Все они представляют собой формирование знаний о правилах поведения в лесу. Отличие лишь в преподнесении материала.

Дети имели возможность на уроках сделать определенные выводы, на внеклассном занятии полученный опыт использовать в новых условиях, тем самым формирование экологических знаний происходило успешнее. Дети уже не испытывали серьезных затруднений при выработке правил поведения в лесу.

На внеклассном занятии также формировались знания по содержательной линии «Экосистемы элементарные», а именно знания о разнообразии животных и их взаимосвязи.

Так обратим внимание на задания на станции «Лесные жалобы». Жалоба №1.

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь. Что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая, (Жаба).

Дети правильно угадали название животного – жаба. Далее им задавался вопрос «А какая польза от данного животного?» Ответы детей были различными, но в конце сделали вывод о том, что жаба участвует в цепочке питания, контролирует количество животных в природе: поедает насекомых, но ее поедает цапля. Был сделан вывод: Надо бережно относится к жабам, не пинать, не бросать, так как это живой организм.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Понятия «умственное развитие» и «умственное воспитание»
Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказы ...

Сущность педагогической технологии, предмет, специфика
Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогических технологий, которое стало одной из важнейших проблем педагогической науки и практики. На сегодня ученые-дидактики и учителя-новаторы разработали оптимизационную технологию организации учебного процесса на ур ...

Индивидуально–дифференцированный подход в системе образования детей с нарушениями зрения
Перед каждым учителем, работающим с детьми с нарушениями зрения, возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевыми из них являются следующие: - как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося; - как сохранить и укрепить здоровье р ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0097