Педагогика и образование » Методика формирования экологических знаний у младших школьников » Реализация педагогических условий эффективного формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Реализация педагогических условий эффективного формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Страница 3

Одним из условий формирования экологических знаний было формирование экологических знаний на межпредметной основе. Это обусловлено тем, что на уроках окружающего мира дети получали определенные знания, а на других уроках эти знания закреплялись, что успешно влияло на формирование экологических знаний.

Остановимся на конкретных примерах реализации данного условия.

Так на уроке русского языка детям было предложено написать сочинение «Как я могу помочь лесу?». До этого у детей проходили два урока окружающего мира на темы «Леса России» и «Лес и человек». Таким образом, получив знания на уроках по данным темам, дети использовали знания при написании работы.

Во время урока перед написанием сочинения проводилась подготовительная работа. Она заключалась в припоминании правил поведения в лесу в ходе фронтальной работы с классом. Детьми был составлен план написания сочинения. В 4 классе дети составляют план самостоятельно. Поэтому у каждого был свой план. Примерно он был такой:

1. Лес – кладовая природы

2. Правила поведения в лесу

3.Зачем охранять лес

Для написания сочинения были выбраны слова, которые понадобятся, но имеют опасные места в написании.

Далее дети самостоятельно писали сочинение. В ходе его написания оказывалась индивидуальная помощь экспериментатором.

Приведем примеры из сочинений детей:

Кристина К.: «Я могу помочь лесу, если буду выполнять правила поведения в лесу».

Ира В. с низким уровнем сформированности экологических знаний: «Не надо разводить в лесу костры. Люди соблюдайте правила поведения в лесу и тогда лес вас будет радовать своими дарами, а вы восхищаться его природой».

Алина С. не знала, что написать, но в ходе подготовительного этапа к сочинению, она повторила правила и в дальнейшем написала работу. Приведем пример из ее сочинения:

«Лес – это кладовая природы. Мы можем ему помочь, если будем соблюдать правила поведения.»

В сочинениях дети, благодаря подготовительной работе, дети отразили все правила поведения в лесу, а также написали, зачем их следует соблюдать.

Итак, сочинение помогало еще раз вспомнить правила поведения в лесу в основном, а также некоторые дети, говорили о заботе о животных и растениях леса.

Для установления межпредметных связей с уроками окружающего мира на уроке математики детям предлагалось подумать над задачей:

На семью из трёх человек в сутки требуется 51кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из пяти человек?

Сначала детям был задан вопрос: Много ли воздуха требуется на 1 человека. После этого предлагалось поразмышлять над вопросом: А что я могу сделать, чтобы воздух был чистым. Были даны следующие ответы:

- Вытирать пыль

- Садить деревья

- Проветривать комнату и т.п.

Далее был задан вопрос: «А что вы делаете для того, чтобы воздух был чистым?» Этот вопрос способствовал активизации субъектного опыта ребенка, предлагалось поразмышлять, подумать над тем, а я то, что делаю.

Важно отметить, что многие дети отвечали, что они вытирают пыль вместе с мамой, садили деревья с папой и т.п.

Далее проводилось решение задачи. Был сделан вывод: Каждый человек должен заботиться о том, чтобы воздух был чистым. Ведь в мире очень много людей, каждому из них требуется около 10 кг чистого воздуха. Это очень много. Но если каждый подумает об этом, сделать что-либо для того, чтобы воздух был чистым.

Таким образом, на уроке формировались экологические знания по содержательной линии «Человек и человечество в экосистемах земли», а именно бережное отношение к воздуху. Решив задачу экологического содержания, дети убедились на практике, что чистого воздуха для каждого человека необходимо много, но не все люди что-то делают, чтобы воздух был чистым.

Далее межпредметные связи устанавливались с уроками литературного чтения.

Так, на литературном чтении была прочитана сказка Н. Осипова о дубе, который жалел желуди. Далее был задан вопрос: Почему дуб не дождался своей смены? Дети ответили, что дуб был жадиной и жалел свои плоды. После чего дети размышляли о том, как расселяются растения и как человек может помочь растениям.

Расселение растений может быть быстрее, если человек будет садить их, а также ухаживать за ними. В природе все взаимосвязано.

Таким образом, на уроке литературного чтения реализовывались 2 содержательные линии «Экосистемы элементарные»: формирование знаний о расселении растений и «Человек и человечество в экосистемах земли»: взаимосвязь человека и растений. Известно, что литературные произведения играют большую роль в воспитании младших школьников, помогает им задуматься. Поэтому необходимо устанавливать межпредметные связи с уроками литературного чтения с целью формирования экологических знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Особенности речи при семантической афазии
По определению В. И. Селиверстова, семантическая афазия – это сенсорная афазия, проявляющаяся нарушением понимания речи вследствие невозможности установить отношения между словами при достаточной сохранности понимания значений отдельных слов, нарушается понимание фраз сложной грамматической констру ...

Описание методик по определению стилей педагогического общения педагогов
Педагогическая диагностика представляет собой систему методов и средств изучения профессионального уровня педагога. Она позволяет определить сильные стороны в деятельности и личности педагога, на которые можно опираться и которые необходимо развивать в индивидуальном стиле общения или педагогическо ...

Физиологическое действие логопедического массажа
В основе физиологического механизма массажа лежат сложные взаимообусловленные рефлекторные, нейрогуморальные и обменные процессы, регулируемые центральной нервной системой. Механическое раздражение в виде массажа вызывает деформацию нервных окончаний кожи. Энергия массажных манипуляций превращается ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0199