Педагогика и образование » Анализ стандартов по истории для средней школы » Концептуальные основы образовательного стандарта по истории

Концептуальные основы образовательного стандарта по истории

Страница 4

Содержательная новизна стандарта старшей школы связана и с реализацией двухуровневой структуры среднего (полного) образования — формированием профильной и базовой моделей изучения истории.

Особенностью курса истории, изучаемого на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач довузовской подготовки. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования в старшей школе, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.

Особенностью курса истории, изучаемого на профильном уровне, является его непосредственная связь с задачами довузовской подготовки. Акцент в отборе содержания и организации учебной работы еще более смещен на проблемно-аналитическое изучение исторического материала. Важно подчеркнугь, что на профильном уровне предполагается не только объемное наращивание содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Расширение обязательного минимума содержания следует рассматривать как обеспечение информационной основы, необходимой для формирования познавательной компетентности и коммуникативной культуры учащихся, развития у них исторического мышления. Таким образом, концепция стандарта отрицает традиционное понимание профилизации как «расширения объема знаний», и ориентирована на достижение качественного, а не количественного отличия профильного образования стандарте система основных содержательных линий и использованные принципы отбора содержания позволили добиться сокращения учебной нагрузки. Основными факторами сокращения нагрузки стали отказ от обязательности изучения части предметных тем, формирование более сбалансированной структуры учебных курсов, основанной на крупных смысловых блоках, использование обобщающих формулировок предметных тем, позволяющих избежать детализации учебного материала. Использование нового формата обязательного минимума содержания (с прямым шрифтом и курсивом) позволило, с одной стороны, дифференцировать образовательные программы по уровням содержания, а с другой - сузить границы «знаниевых» требований при составлении заданВй дожегг<врожото1\гожт1ролж(»рштьчисло, теадизивтИхЭ^ости разгрузки содержания исторического образования (особенно в старшей школе). Это связано с тем, что основные резервы по сокращению учебного материала в рамках традиционного подхода, основанном на отражении в учебном предмете структуры и логики базовой науки, практически исчерпаны. Уровневая дифференциация учебного материала позволяет разгрузить систему итогового контроля знаний и умений учащихся, но сохраняет прежнюю насыщенность рабочих программ. Между тем, последовательная реализация деятельностного подхода предполагает уделение все большего внимания развитию умений и навыков учащихся, достижению уверенного владения обобщенными способами деятельности. Эти аспекты учебного процесса являются определяющими не только с точки зрения целей исторического образования, но и требований к уровню подготовки выпускников

Реализация деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов предопределила и новизну требований к уровню подготовки выпускников.

Требования в категории «Знать/понимать» сформулированы в обобщенной форме, что позволяет избежать их излишней детализации и ориентировать учебный процесс на изучение основных содержательных линий курса. Обобщенность «знаниевых» требований стимулирует деятельностный характер учебного процесса, его направленность на формирование ключевых компетенций, а не овладение некоей «суммой знаний». Конкретизация этих требований осуществляется на основе обязательного минимума содержания, установленного стандартом.

Категория «Уметь», напротив, весьма детализирована и рассматривается как приоритетная. Требования, вошедшие в ее состав, сопряжены с решением задач по развитию абстрактно-логического и эмоционально-образного мышления, информационной и коммуникативной культуры, познавательной и социально-мировоззренческой компетентности учащихся. Именно эти требования определяют принципы построения системы итогового контроля знаний и умений учащихся.

Требования, вошедшие в категорию «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для», связаны прежде всего с рефлексивной деятельностью и социально-мировоззренческим развитием учащихся. Они ориентированы на осознание учащимися себя как представителей исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, формирование у них способности определять свою мировоззренческую позицию, исходя из исторической обусловленности явлений современной жизни, закрепление мотивации к позитивному общению с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Логопедический массаж как одно из средств коррекции дизартрических расстройств
Система логопедической работы с детьми при дизартрии предусматривает комплексный характер. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж. Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных ...

Изучение уровня проявления согласованных действий у детей шестого года жизни в процессе строительной игры
Используя данные методики, нами были получены следующие результаты: Таблица 1 - Сводная таблица показателей проявления согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре (экспериментальная группа) № п/п Ф.И. детей (пара) Умеют ли договариваться, приходить к общему решению Взаимны ...

Роль социального педагога в работе с детьми
Решение задачи развития социально-педагогической работы с детьми впрямую зависит от кадрового обеспечения. Ориентация только на учителя, способного полноценно учить и интенсивно работать во внеурочное время – неперспективна. Учитель, социальный педагог, педагог-психолог, вожатый, педагог-организато ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0112