Современная система исторического образования должна быть ориентирована на целостный процесс развития и воспитания ребенка, на решение задач по социализации подрастающего поколения. Преодоление «знание центризма» означает не пренебрежение принципами научной объективности и историзма, а отказ от псевдофундаментальности образования, преодоление дисбаланса его академических и социальных задач. Формирование целостных представлений об историческом прошлом должно осуществляться не за счет накопления все большего количества «проверенных знаний», а прежде всего в ходе активной и творческой познавательной деятельности учащихся, благодаря личностному осмыслению исторических фактов. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей исторического образования на различных ступенях и уровнях, логикой внутрипредметных связей, а также учетом возрастных особенностей развития учанц. основной школы «Обязательный минимум содержания образования» выполнен в рамках достаточно традиционных подходов. Изучая историю в основной школе, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в единую «линейную» хронологически-пространственную систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными видами исторических источников и простейшими способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем.
Ряд новаций связан с попыткой более четко обозначить методологические принципы курса истории в основной школе. В этом качестве используются прежде всего категории, связанные с теорией модернизации. Сам выбор подобной методологической основы вызывает определенные вопросы. Теория модернизации имеет немало совершенно разнообразных толкований и не может претендовать на роль всеобъемлющей методологической концепции. Почему в стандарте ей все же уделяется такое внимание? Прежде всего необходимо иметь ввиду, что современная теория модернизации не имеет ничего общего с идеей «вестернизации», насаждения некоего «западного пути» развития как единственного прогрессивного и верного. Под модернизацией понимается вполне конкретный исторический процесс перехода от традиционного (аграрного) общества к индустриальному, который, как показала историческая практика, в тех или иных странах и регионах может иметь совершенно разную динамику и формы, социальную базу и последствия. Несмотря на огромное разнообразие таких «сценариев», процесс модернизации предполагает и универсальные закономерности преобразования общественного воспроизводства и культурного пространства, системы властных отношений и социальной структуры общества. Как следствие, теория модернизации позволяет акцентировать внимание именно на тех аспектах исторического процесса, которые сегодня наиболее актуальны и для мирового сообщества, и для российского общества.
Более четкое определение методологической основы курса истории в основной школе позволяет упорядочить систему внутрипредметпых связей. Если при изучении истории Древнего мира и Средних веков основное внимание уделяется разнообразным аспектам традиционного уклада жизни и исторически возникшим формам традиционного общества, то в качестве магистральной линии Новой истории рассматривается процесс преобразования традиционных институтов и складывания индустриального общества. Новейшая история, с этой точки зрения, сопряжена уже с попытками переосмыслить цели общественного развития, найти новый формы социального взаимодействия, выходящие за узкие рамки процесса модернизации.
Если «История родного края» входит в состав единого интегрированного курса «Краеведение» для VI-IX классов, то преподавание этой содержательной линии целесообразно скоординировать с основным курсом истории и построить по трехступенчатой схеме, которая представлена в обязательном минимуме содержания стандарта- «История родного края с древнейших времен до конца XVII в.» (VII-XVII классы), «История родного края в XVIII - начале XX вв.» (VIII класс) и «История родного края в XX в.» (IX класс).
Иной принцип изучения «Истории моего края» — создание отдельного историко-краеведческого учебного модуля в IX классе, нарушает синхронность изучения национальной и региональной истории. Однако именно такой подход наиболее эффективен. Создание 35-часового учебного модуля в 9 классе позволяет выйти за рамки традиционной схемы историко-краеведческих курсов и усилить социальный контекст этого компонента исторического образования, его деятельностную направленность. Следует также учитывать, что по новому учебному плану в IX классе на треть сокращено количество часов для изучения истории XX в., тогда как именно на этот период изучение самых сложных проблем отечественной истории, актуальных для успешной социализации современных школьников, воспитания патриотизма и гражданственности, уважения к истории и традициям нашей Родины.
Исторические предпосылки возникновения игры
Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Игра не возн ...
Методика разработки системы самостоятельных работ учащихся и средств её
комплексного обеспечения
Цель самостоятельной работы – научить учиться и тем самым содействовать решению проблемы повышения качества образования, развитию творческих способностей учащихся. Для успешного выполнения такой задачи необходимы планирование и контроль всех видов учебной работы со стороны учебно-методических струк ...
Физиологические и психологические основы развития ловкости у детей
старшего дошкольного возраста
Психофизиологические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Составной частью физического воспитания являются физические качества, которые содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.