Педагогика и образование » Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения на логопедических занятиях » Коррекционно-логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя речи

Коррекционно-логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя речи

Страница 3

При формировании структуры предложения особое внимание уделяется усвоению глубинно-семантических (предикативных) отношений внутри речевого высказывания (субъектных, объектных, локативных, атрибутивных), которые постепенно усложняются и последовательно включаются в структуру высказывания (предложения). Сначала предложение распространяется за счет простых объектных отношений. (Девочка рвет цветы), затем — локативных (Дети идут в школу), в дальнейшем — атрибутивных (Это мамина сумка; Мама несет красную сумку). Рекомендуется следующая последовательность работы над предложениями: простые нераспространенные, распространенные, сложные предложения. Работа над связной речью сначала проводится на материале диалогической, ситуативной речи, а позднее — контекстной, монологической. В процессе развития связной речи большое внимание уделяется формированию внутреннего (смыслового) программирования связных высказываний с постепенным их углублением и расширением. Необходимо проводить работу и над грамматическим оформлением связной речи.

Коррекционно-логопедическая работа по формированю лексико-грамматического строя речи проводится на специально организованных логопедических занятиях, на которых формируются все выше перечисленные элементы и формы работы, которые применяются на занятиях в форме игры и логопедических упражнений.

Логопедические занятия - это целостная система педагогических приёмов, состоящих из ряда взаимодействующих частей. Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения, на котором систематически осуществляется развитие всех компонентов речи.

При организации логопедических занятия со слабовидящими детьми особое внимание обращается на возможность использования имеющегося зрения (дидактический материал необходимой величины, окраски и объемности), используются рельефные картинки, «волшебные мешочки» с набором игрушек, кубики и брусочки для обозначения звуков, построения слогов, слов и предложений. Обязательным элементом занятий должна быть игра, так как у детей с глубокими дефектами зрения (до обучения) значительно позже, чем у зрячих, формируются предпосылки игровой деятельности.

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи, должно основаться на одном тематическом направлении, например «Дом», «Осень», «Игрушки» и т.д. Одно занятие может включать несколько элементов и форм работы на развитие грамматического и лексического строя речи.

Таким образом, логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения заключается в организации специальных логопедических занятий, которые содержат определенные тематические направления, определенную структуру элементов и форм работы по формированию лексического и грамматического строя речи и использование специального дидактического материала, что способствует качественному усвоению данных компонентов речевой системы, в частности расширение активного и пассивного словаря и грамматических конструкций.

Изучение логопедической и педагогической литературы по проблемам формирования у дошкольников с нарушением зрения лексико-грамматического строя речи на логопедических занятиях показало, что данной проблеме до настоящего времени уделялось недостаточно внимания. Не смотря на то, что в отдельных источниках встречаются упоминания о данной проблеме, готовых методик направленных именно на формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения выявлено не было.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Организация, содержание и методика проведения экспериментальной работы по постановке голоса с использованием методик русской вокальной школы
Экспериментальная работа проводилась нами на базе МОУ СОШ № 93 г. Волгограда, на протяжении учебного года, в процессе индивидуальной и ансамблевой вокальной работы с учащимися разных возрастных групп (2 класс – 4 человека; 3 класс – 4 человека; 5 класс – 4 человека; 6 класс – 4 человека: всего 16 ч ...

Сущность понятия воспитания как целенаправленного развития личности
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека - его эмоций, воли, характера, мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Однако в научном понимании и организации про ...

Особенности математического мышления
Идея соотношения биологических и социальных моментов в развитии мышления занимает основное место в теории Ж. Пиаже. Концепция Пиаже в этом отношении чрезвычайно проста. Пиаже принимает вместе с психоанализом З. Фрейда и с примыкающим к нему Э. Блейлером, что первичная ступень в развитии мышления ре ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0194