Таблица 5. Ведущая форма общения у детей шестого года жизни с ОНР (контрольный этап эксперимента)
№ п/п |
Ф.И ребенка |
Форма общения |
1 |
Никита К. |
ситуативно-деловая |
2 |
Сережа О. |
внеситуативно-познавательная |
3 |
Максим Л. |
внеситуативно-познавательная |
4 |
Андрей И. |
внеситуативно-познавательная |
5 |
Саша П. |
внеситуативно-познавательная |
6 |
Оля С. |
внеситуативно-познавательная |
7 |
Маша П. |
ситуативно-деловая |
8 |
Даша И. |
внеситуативно-познавательная |
9 |
Ксюша В. |
внеситуативно-познавательная |
10 |
Ира К. |
ситуативно-деловая |
Рис. 5 Ведущая форма общения у детей шестого года жизни с ОНР по методике М.И. Лисиной (контрольный этап эксперимента)
Можно сделать вывод о том, что у обследуемых детей отмечается изменение ведущей формы общения (рис. 6).
Рис. 6 Динамика ведущей формы общения у детей шестого года жизни с ОНР
Можно сделать вывод о том, что у детей шестого года жизни вследствие проведенного формирующего этапа исследования отмечается динамика развития диалогического высказывания, вступления в контакт с людьми.
Дети с ОНР, принявшие участие в нашем исследовании стали пользоваться всеми средствами общения, хотя и продолжают прибегать к экспрессивно-мимическим.
У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысилась потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Обращению к взрослому как к партнеру по деятельности стало отмечаться чаще. Увеличилось количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности, чаще наблюдались личностные контакты со взрослым. У детей отмечалось повышение структурной полноты используемой речевой продукции. Преобладавшее число контактов детей перестало носить ситуативный характер. Выявился высокий уровень личностной активности.
Таким образом, можно говорить о том, что успешному развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи способствовала работа с использованием игр-драматизаций.
Для того, чтобы доказать эффективность использования игр-драматизаций для развития диалогической речи у детей шестого года жизни нами были использованы методы статистической обработки данных, а именно статистический критерий углового преобразования данных Фишера, который имеет следующую формулу:
N1 * N2
j = (j1 – j2). –
N1 + N2
где, n1 – количество человек (наблюдений определенного уровня развития диалогической речи), констатирующий этап.
n2 – количество человек (наблюдений определенного уровня развития диалогической речи), контрольный этап.
Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего нас показателя (уровня развития диалогической речи у детей шестого года жизни с ОНР) попарно для каждого уровня развития на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Расчеты проводились с помощью программы Excel.
Результаты статистического анализа показали:
Расчетные значения критерия Фишера при сопоставлении результатов исследования уровня диалогической речи у детей шестого года жизни равны: низкий уровень: φэмп = 2,972, p<0,01, средний уровень: φэмп = 2,653, p<0,01, достаточный уровень: φэмп = 2,265, p<0,01 и находятся в зоне значимости;
Теоретические основы развития диалогической речи у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Л.С. Волкова, Н.С. Жукова в своих исследованиях показали, что под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонемат ...
Роль изучения геометрии
Ни тридцать лет, ни тридцать столетий Не оказывают никакого влияния на ясность И красоту геометрических истин. Льюис Кэрролл В ряду учебных дисциплин, составляющих в совокупности школьный курс математики, геометрия играет особо важную роль. Эта роль определяется и относительной сложностью геометрии ...
Компоненты культуры речевого общения
Общеизвестно, что отличительной чертой коммуникативного подхода к обучению иностранному языку является трактовка целевой установки как развития умений общаться на этом языке. В этой связи и было предложено использовать социолингвистическое понятие коммуникативной компетенции для обозначения способн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.