Педагогика и образование » Интеллектуальные способности младших школьников: парадигма, концепции, диагностика » Методики диагностики детских интеллектуальных способностей: от теории – к практике

Методики диагностики детских интеллектуальных способностей: от теории – к практике

Страница 1

Проблема выявления уровня одаренности детей актуализируется с момента их поступления в школу. Как известно, набор в первые классы объявляется весной, но часто затягивается до сентября. Ни администрация, ни учителя не знают точно всех детей, которые начнут обучение в I классе. Это явление объективного характера, поэтому многократные попытки организовать работу до поступления детей в школу не дали желаемых результатов.

Возможность реализовать задачу диагностики интеллектуальных способностей представилась в УВК № 1669 (детский сад - начальная школа) г. Москвы, но и там значительная часть детей, посещавших детский сад, определялась родителями в другие школы, а в I классе появлялись дети, не посещавшие детский сад, и работу часто приходилось начинать заново.

В ходе эмпирического исследования удалось определить, что в данном случае оптимальной и наиболее результативной является следующая четырехступенчатая схема.

Этап предварительного поиска. Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке. В нашем варианте эта информация собирается не из двух, как в большинстве американских моделей, а из четырех основных источников: от родителей, учителей, практических психологов и самих детей.

С этой целью для родителей на первых порах использовались методики Д. Фельдхусена, анкеты для родителей (американский вариант). Впоследствии они были заменены методиками «определение склонностей ребенка», специальным опросником для родителей, методикой «карта интересов для младших школьников».

Учителям (в конце первой четверти учебного года) предлагались: «методика определения склонностей ребенка», «карта интересов для младших школьников» и специальная анкета для учителя, составленная по типу американских, а также авторская методика «интеллектуальный портрет».

В комплект для практических психологов входили методики, ставшие уже традиционными: для определения уровня интеллектуального развития (конвергентное мышление) - тесты Д. Векслера. Дж. Равена и др.; для оценки дивергентного мышления – «краткий тест творческого мышления (фигурная форма)» П. Торренса, методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления доминирующей мотивации.

Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводилось к выполнению тестовых заданий. Собранная таким образом информация позволяет создать первое представление о каждом поступившем в I класс ребенке. В ходе исследования были попытки провести на ее основе переформирование состава классов, однако дальнейшая работа показала нецелесообразность подобного подхода. Несмотря на кажущуюся всесторонность обследования, информация часто была недостаточно достоверна, но самое важное, что она не позволяла построить надежный прогноз развития, а это делало бессмысленным сам процесс, какой бы то ни было селекции детей.

Этап оценочно-коррекционный. Этот этап в диагностической схеме ориентирован на уточнение, конкретизацию полученной на этапе поиска информации. Акцент переносится с разовых обследований на занятия тренингового типа по специальным авторским программам, ориентированным на развитие продуктивного мышления и психосоциальной сферы ребенка. О необходимости занятий подобного рода в последнее время говорят многие не только зарубежные, но и отечественные исследователи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Воспитание как специально организованная деятельность педагога по достижению цели образования учащихся
В педагогической теории давно идет спор о том, является обучение частью воспитания ребенка или нужны какие-то специальные средства, чтобы обучение носило воспитывающий характер. Я.А. Коменский, признавая огромную воспитывающую роль обучения, не разделял обучение и воспитание. Ж.-Ж. Руссо считал осн ...

Урок — основная форма организации процесса обучения
С позиций целостности педагогического процесса урок необходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отображаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможная эффективная организация не только наставительно-познавательной, а и других развивающих видов ...

Методическая кодификация разговорной речи как объекта овладения изучающими иностранный язык
Прежде всего, необходимо уточнить понятие «разговорная речь» в связи с тем, что, с одной стороны, в курсе иностранного языка она часто выступает как объект изучения, а с другой, ее определение и описание (и в теоретических работах, и в практических пособиях) отличаются известной нечеткостью. Касаяс ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.3219