В старшем дошкольном возрасте большинство детей, вообще, тянется к постоянной занятости, когда дети заняты доступным трудом, интересной игрой, они не ссорятся. Совместный труд, игры, развлечения, кроме того, сближают детей, способствуют радостному настроению и формированию у них внимательного отношения друг к другу. А увлечение радостной перспективой и общей целью, например, хорошо подготовиться к празднику - может направить поведение детей в сторону лучших побуждений и достаточно поупражнять их в положительных поступках.
Многие старшие дошкольники уже способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения, например, сверстников или персонажей литературных произведений. Дети уже улавливают разнообразие нравственных проявлений: можно по-разному порадовать, по-разному проявить заботу и помочь по-разному. В старшем дошкольном возрасте дети начинают выражать и свое отношение к людям и поступкам. Но пока ещё дети используют лишь знакомые им критерии оценок: «так нечестно», «обманывать нехорошо», «он хороший товарищ, потому что всегда помогает».
Однако и сам характер чувств, их сила и выраженность, верность оценки и отношения детей к другим детям в старшем дошкольном возрасте все равно различна или недостаточна. Дети не всегда умеют перенести известные им нормы поведения в новые ситуации, и часто проявляя хорошее чувство, затем проявляют нетерпение, излишнюю эмоциональность, задаются, хвастаются, если умеют делать что-то нужное, интересное. У некоторых детей к этому возрасту сформированы только самые необходимые нравственные привычки и до настоящих нравственных чувств достаточно далеко.
Конечно, воспитание и, нравственное тем более, не столь простая вещь, что достаточно нам лишь направить наши усилия на побуждение альтруизма и гуманизма - и мы немедленно изменим личность ребенка. Все гораздо сложнее, любые детские чувства, не смотря на кажущуюся примитивность, почти так же разнообразны и сложны, как и чувства взрослых. Поэтому формирование нравственных чувств (их развитие, изменение, совершенствование) – это серьезная работа, основанная не только на желаниях, определенных усилиях и заботе взрослых, это, прежде всего, педагогическая работа, требующая времени, знания научных принципов, различных форм и методов воздействия и, разумеется, педагогического мастерства.
Таким образом, в формировании нравственных чувств дошкольников нет, и не может быть ничего не главного, второстепенного – и в огромном море детских волнений, переживаний и сопереживаний, раздумий, возможно, своеобразных догадок и даже фантазий педагог должен стараться находить, понимать, развивать и укреплять положительные проявления или мотивы того, что можно охарактеризовать как нравственное побуждение, нравственное начало. Чтобы в дальнейшем, воздействуя на ребенка педагогическими методами, сформировать нужные и ценные для жизни человека нравственные чувства: доброту, отзывчивость, чуткость, любовь к близким и уважение ко всем людям, дружеские чувства к сверстникам, любовь к родине, трудолюбие, а также чувства соучастия, сопереживания и сострадания.
Но следует помнить, что нравственные чувства и моральные отношения не возникают лишь при соблюдении педагогических принципов и раздумий педагога, чувства не существуют лишь сами по себе. Но они органически вплетены в деятельность взрослого человека и детей и обуславливаются ею. Из этого выходит, чтобы формировать у детей нравственные чувства и отношения, необходимо, соблюдая педагогические принципы, включать их в различные виды деятельности (общественную, патриотическую, учебную, игровую, трудовую, деятельность по охране природы), в общение с другими людьми и детьми, приобщать к искусству и художественной литературе. Необходимо также создавать условия использования этих видов деятельности для выработки у детей нравственных чувств и отношений. Данное утверждение подтверждает необходимость дальнейшего изучения методов и средств формирования нравственных чувств дошкольников.
Опыт реализации тренинговой работы социального педагога по воспитанию
толерантности подростков
Реализация программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков проводилась на базе МОУ СОШ № 53 г. Ижевска. Микрорайон школы обладает полинациональностью и поликультурностью. На его территории проживают представители таких народов, как русские, удм ...
Музыкально-игровая деятельность младших школьников
В отечественной педагогике последнего десятилетия интенсивно разрабатывается методология игровой имитации - новые модели процессов учебно-воспитательной деятельности, необходимые для формирования смысловых, эмоциональных, когнитивных аспектов личности школьника, но целостной теории до сих пор не су ...
Методика "Несуществующее животное"
Цель исследования: выявить скрытые, завуалированные стороны личности учащихся, степень агрессивности, уровень развития творческих способностей Материал и оборудование: чистый лист бумаги, карандаши (краски). Инструкция испытуемому: "Нарисуйте на листке бумаги животное, которое не существует в ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.