Если обратиться к материалам исследователей, которые проводили беседы (с детьми пятого, шестого и седьмого года жизни), то просматривается интересная зависимость сформированности нравственных качеств от детских радостей, от условий семейного воспитания и от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются сами дети в детском дошкольном учреждении, дома, в гостях. Поводы для их хорошего настроения и радости различны, но главное, что можно выделить особо, - это ощущение защищенности и общение ребенка со взрослыми и родителями в совместной с ними деятельности. Детей радуют совместный труд дома и в группе, совместные спектакли и игры, общие прогулки в лес, походы за ягодами, за грибами, на рыбную ловлю, посещение с папой или мамой кружков, библиотек, школ воскресного дня, проведение совместных с родителями праздников.
В детском саду дети, действительно, охотно делятся радостными чувствами о том, как в семье прошел праздник, что всем, и взрослым и детям, было весело. Их, например, радует мысль, что скоро в школу. Радует любое достижение, а если ребенка похвалили, то и в двойне. И это поднимает в маленьком человеке зародыши прекрасных желаний и побуждений, и чем чаще подобное состояние охватывает детский внутренний мир, тем вероятнее, что внутренние побуждения обратятся в неподдельные и чистые нравственные чувства.
И мы радуемся, когда ребенок, в шутку плачущей маме, протягивает конфету и гладит её по голове, когда ребенок кормит и жалеет собачку, встреченную на улице, помогает соседской старушке донести пакет пусть даже до лавочки. И радуемся ещё больше, когда ребенок постарше говорит сверстнику: «Нельзя драться, ведь другому можно сделать больно, а это не только некрасиво, а плохо». Мы радуемся, так как знаем, что это проявления доброты, заботы, участия и, возможно, проявления ещё более тонких чувств – нежности, жалости, ласки и любви. И не случайно Гегель сказал в свое время: «Нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство, а чувство, закрепляясь в психике ребенка, постепенно начинает побуждать его к нравственным поступкам».
Но можно услышать и такое: «Какая еще жалость? Она расслабляет! А современный человек должен быть сильным, мужественным. Да разве на жалости надо воспитывать маленького ребенка?». И как это ни странно, такие мнения не редкость. Не в таких ли рассуждениях прячется жестокость, озлобленность, а подчас даже ненависть? К.Д. Ушинский писал: «Существует убеждение, кажущееся для многих предрассудком, что злая кормилица вскормит и злого ребенка, но это и не совсем предрассудок. Конечно, злость не может передаваться через молоко, хотя молоко раздраженной женщины портит желудок ребенка, но злая женщина и обращается зло с ребенком и своим обращением, а не молоком сеет в нем семена злости или трусости. Не должно забывать, что первое понятие о человеке, которое впоследствии закрепляется словом, образуется в ребенке в бессловесный период его жизни, что на образование этого понятия имеют влияние решительно все первые человеческие личности, которые отразятся в душе ребенка и лягут в основу его будущих отношений с людьми. И счастливо дитя, если первое человеческое лицо, отразившееся в нем, есть полное любви и ласки лицо его добрейшей матери».
Достаточно много написано педагогами и психологами о детской жестокости, о безразличии маленького ребенка к сверстникам и взрослым, к страданиям и смерти животных, горю другого человека. А насмешки над физическими недостатками товарищей, издевательства над тихими и робкими детьми? Например, девочка с ожесточением бьет куклу: «Вот тебе, вот тебе, чтобы знала! Я только надела тебе чистое платье, а ты уже вся вымазалась!» Мальчик подбегает к ровеснице и с явным удовольствием дергает ее за косу и тут же за пояс. А обидные прозвища и словечки, подчеркивающие тот или иной физический недостаток, которые одни дети отпускают по поводу других детей. Это, к сожалению, нередко можно наблюдать во взаимоотношениях детей-дошкольников.
Учеными давно опровергнуто мнение, что нравственные качества врожденны, наследственно обусловлены, тогда, задумываясь над жестокостью детей, можно прийти лишь к одному выводу: возникновение у ребенка этой черты почти всегда отзвук соответствующей системы воспитания - грубости и физических мер наказания, унижающего и оскорбляющего тона, а также стиля поведения взрослых по отношению к ребенку и друг к другу. «Человек только тогда может сочувствовать общественному несчастью, - писал Ф.Э. Дзержинский, - если он сочувствует какому-то конкретному несчастью каждого отдельного человека». И в свое трагическое время, думая о каждом конкретном человеке, Ф.Э. Дзержинский успевал вспомнить о добром и фантастически прекрасном, в его душе жило прекрасное нравственное чувство - ощущение величия самой человеческой жизни в мироздании. Находясь в дали от родных мест, он писал в письме, обращенном к жене: «….Смотрит ли маленький Ясик, как ночью в немыслимой высоте сияют звезды?… ».
Взрослому, особенно педагогу, важно самому осознать - чем же человек может одарить мир и людей. И нам представляется, что стоит в век техницизма озадачить себя самой прекрасной из всех мыслей: мыслью о счастье иметь чувства, и о ещё большем счастье - пробуждать эти хорошие и добрые чувства в детях. Можно пойти и дальше, не просто пробуждать, а передавать их как можно подробнее, с широким спектром оттенков, помогая детям в дальнейшем эти чувства совершенствовать. Чтобы ребенок мог, даже купаясь в современном вещизме, и его ощущать и понимать правильно, точнее сказать, сам вещизм переживать как чудо. Да, рукотворное чудо мира. А создать это теплое море чувств - и есть дар человека человеку и одновременно чудо самой жизни.
Анализ педагогического опыта Марченковой Анны Ивановны в организации
работы и творческой деятельности народного ансамбля танца «Росинка»
В практическом разделе своей работы я бы хотела рассмотреть и проанализировать педагогические наработки и опыт доцента Владимирского Государственного Педагогического Университета Марченковой Анны Ивановны, которая после окончания Московского Государственного Института Культуры вернулась работать во ...
Оценочная характеристика результатов обучения
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя: - качество усвоения предметных знаний ...
Взаимоотношения участников образовательного процесса
Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длитель ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.