Педагогика и образование » Методические аспекты создания и использования интернет-технологий в учебном процессе » Педагогические аспекты создания и использования интернет-технологий в обучении

Педагогические аспекты создания и использования интернет-технологий в обучении

Страница 2

Итак, принцип интерактивности развивается в проекте CO-LEARN через 4 разные системы коммуникации. Они объединяются посредством общего пользовательского интерфейса, разработанного на базе метафоры комнаты. Обучение начинается с того, что человек попадает в виртуальный учебный ресурсный центр с виртуальными комнатами. Комнаты - это размером с экран рабочие пространства. Каждая комната предназначена для определенной цели. Есть Лекционная комната (телеобучение в реальном времени), Комната малой группы (мультимедиа конференция в реальном времени), Комната персонального обучения (телепомощь в реальном времени), Почтовая комната (электронная почта), Комната для дискуссий (асинхронная компьютерная конференция). Каждая комната обеспечена средствами, необходимыми для выполнения ее задач. Комната содержит также одну или несколько виртуальных дверей (пиктограмм), позволяющих обучаемому перейти в другую комнату.

Безусловно, что использование спутниковой связи позволяет значительно усилить интерактивность дистанционного обучения. Однако применение спутниковых передач служит реализации и других принципов современного образования: принципов открытости, управления обучением со стороны самого обучаемого и его личной ответственности за свое образование, наглядности, вовлеченности обучаемого в учебный процесс и т.д.

2. Обучение как диалог.

Важнейшим принципом образования на основе компьютерных технологий является принцип диалога. Совершенствование телесвязи позволяет развивать принцип диалога в учебном процессе, когда преподаватель и ученики находятся на расстоянии, но обучаются при помощи технических средств, которые передают голоса, данные и изображения. Телесвязь позволяет людям осуществлять учебный диалог, не вступая в непосредственный личный контакт.

Если в диалоге, проводимом с помощью телесвязи, участвуют трое или более людей, то такую электронную интерактивную коммуникацию между людьми, находящимися в двух или более местах, принято называть телеконференцией. Число участвующих в телеконференции сторон может варьироваться от двух до нескольких сотен, а число участников от трех до нескольких тысяч. Участники телеконференции могут быть или все разобщены, или, как это часто случается, некоторые из них могут объединяться в группы. Телеконференция может проходить как единовременный акт в течение приблизительно часа, а может быть долгосрочной, длящейся дни и даже месяцы.

Телесвязь меняет стереотипы учебного диалога, включая его частоту, регулярность, манеру. Она расширяет коммуникацию, предоставляя возможность вступать в диалог с большим числом людей, находящихся в разных местах, получить доступ к обширным источникам информации. Телесвязь позволяет людям найти единомышленников, поделиться с ними своими результатами, обсудить проблемы. Простой доступ к источникам информации, к экспертам по обсуждаемой проблеме и т.п. позволяет развить новый тип учебного диалога.

Возможность интерактивной коммуникации на расстоянии, которую предоставляет технология телесвязи, используется в учебном процессе для организации диалога. Если однонаправленная коммуникация, такая как телевизионная трансляция, предполагает, что человек является или отправителем, или получателем сообщения, то интерактивная коммуникация позволяет человеку быть и тем и другим одновременно, т.е. по ходу событий отправлять сообщения и отвечать на полученную информацию.

При обучении посредством телесвязи, несмотря на то, что люди не встречаются в одной комнате, сохраняются многие важные моменты обучающего диалога в классной аудитории. Технология допускает голосовое и графическое взаимодействие участников диалога. Участники диалога могут совместно обсуждать и решать проблемы, видеть друг друга и обмениваться не только числовой, графической и др. информацией, но и шутить, общаться на личностном уровне.

К тому же есть основания полагать, что учебные телеконференции часто лучше организованы и занимают более короткий промежуток времени, чем конференции, проводимые в классной аудитории. Учебный диалог, проводимый на базе телесвязи, иногда оказывается более динамичным и плодотворным, поскольку его участники стараются сформулировать свои вопросы, ответы, выступления более компактно.

Телесвязь позволяет человеку "находиться сразу в нескольких местах" одновременно, получить доступ к большому числу людей и обширной информации, преодолеть чувство изолированности. Это влияет на его отношение к миру, морально-психологическое состояние, определяя взаимоотношения между участниками обучающегося диалога.

Конечно, использование телесвязи для организации учебного диалога порождает и немало сложностей. Есть проблемы организационного характера. Введение телесвязи в учебный процесс сопровождается сложностями, характерными для внедрения любой новой технологии. Новое обычно воспринимается с опаской, а часто и с сильным противодействием. Что касается телесвязи в учебном процессе, то люди часто боятся того, что их учебные занятия станут обезличенными, снизится личный контакт, а значит, и возможность оказывать влияние, убеждать других. Однако в основном эти барьеры на пути использования телесвязи в учебном процессе преодолеваются сразу же после первой возможности испробовать новую технологию на практике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Содержание представлений о природе
Первый блок знаний — представления о растениях и животных как живых организмах, их признаках и свойствах. Конкретные признаки отдельных растений и животных, доступные сенсорному анализу их качества и свойства: цвет, величина, части и органы, их пространственное расположение, вариативность у разных ...

Внеурочные занятия по математики как фактор становления ценностной сферы личности
Гуманитаризация обучения математики как средство повышения ее ценностного потенциала для подростка Ничем не оправданное выхолащивание математического образования нашей школы на протяжении многих лет внесло свой вклад в снижение уровня общей культуры и воспитанности выпускников школ и, следовательно ...

Внедрение программ социально-педагогической направленности
В марте 1995 года Постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Типовое положение – главный нормативно-регулирующий документ, утверждающий основы деятельности и управления особого типа образовател ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0124