Современные телематические системы предоставляют средства для организации такого сотрудничества на новом технологическом уровне.
Эти системы позволяют разработать авторские среды, которые предполагают совместную работу гетерогенных, разнородных групп, включающих в себя специалистов, имеющих различные типы опыта по созданию компьютерных обучающих программ. Эти специалисты оказываются в состоянии работать параллельно, использовать опыт друг друга, даже если их разделяют большие расстояния. При этом они могут совместно или создавать новый учебный материал, или адаптировать уже созданный к новым условиям обучения, или повторно использовать различные элементы обучающих программ, уже разработанных ими, для создания новых учебных курсов.
Повторное использование обучающих материалов предоставляет большой выигрыш в эффективности авторского труда. И речь идет не только об экономической эффективности, хотя и она чрезвычайно важна, особенно когда речь идет об использовании очень дорогостоящих мультимедиа материалов (графики, звука, видео и т.п.). Не менее существенно и значительное повышение педагогической эффективности работы создателей компьютерных обучающих программ. Повторное использование элементов учебного материала позволяет авторам курсов быстро и конструктивно обмениваться опытом своей работы, тем самым значительно усиливая свои возможности быстро адаптировать учебный материал к тем или иным особенностям процесса обучения.
Концепция повторной используемости фрагментов и элементов учебного материала в процессе разработки новых компьютерных обучающих программ развивается в настоящее время, например, в Европейских проектах DISCOURSE и OSCAR. Оба эти проекта ориентированы на поддержку производства высококачественных компьютерных обучающих программ. Разработка таких программ предстает в этих проектах как результат сотрудничества различного рода специалистов, поэтому проблема плодотворного объединения результатов работы различных авторов учебных курсов является в этих проектах центральной. Именно от успешного решения этой проблемы, от продуктивности и эффективности объединения усилий разных специалистов и зависит во многом качество программных продуктов учебного назначения, степень их адаптивности к особенностям конкретных обучаемых.
Концепция повторного использования учебных материалов реализуется посредством разработки такого элемента авторской среды, как общее информационное пространство. Это пространство предстает в рассматриваемых проектах склад, хранилище множества различных информационных объектов. Это не просто фрагменты обучающего материала, а все относящиеся к процессу авторской разработки информационные объекты. Фактически это база данных, которая включает не только элементы учебного материала, но и продукты различных фаз развития автором обучающей программы, как бы полуфабрикаты этого процесса. В качестве таких полуфабрикатов могут выступать объекты представления содержания, компоненты модели учащихся, любые материалы или опытные образцы, представляющие собой какие-то этапы разработки курса и т.п. Следовательно, общее информационное пространство позволяет авторам повторно использовать не только существующие единицы обучающего материала, но и элементы интерфейса пользователя, конструкции содержания, представления предметной области и т.д., и значит, быстро и эффективно адаптировать учебный процесс к определенным конкретным его условиям. Эта база данных позволяет различным разработчикам учебных компьютерных курсов совместно использовать информацию, постоянно ее модернизировать, учитывать опыт других разработчиков обучающих программ. Общее информационное пространство хранит материалы, которые могут быть снова затребованы и повторно использованы в таких контекстах, которые будут значительно отличаться от первоначальных.
Современные системы телематики позволяют спроектировать и развить на их основе эффективные средства для поддержки совместной и распределенной авторской разработки обучающих программ типа мультимедиа. Смысл этой деятельности заключается в том, чтобы принципиально усилить совместные действия различных авторов обучающих программ, повысить их эффективность и качество. Новые технологии предоставляют развитые методы и средства для того, чтобы сделать возможными общие, совместные проектирование и производство обучающих программ. Они позволяют совместную работу многих разработчиков курсов, сотрудничающих посредством компьютерных сетей. Компьютерные и коммуникационные технологии предоставляют средства и методы для организации на новом уровне координации, совместной деятельности, со-решения и повторного использования учебных материалов в процессе разработки обучающих программ.
Помимо общего информационного пространства на их основе развивается коммуникационное пространство (на базе компьютерных сетей и спутниковой связи) и пространство соавторства, которое позволяет сотрудничество и со-решение.
Развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим
недоразвитием речи посредством игр-драматизаций
Анализ результатов исследования уровня развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи предопределил необходимость проведения формирующего этапа исследования Отмеченные выше психолого-педагогические особенности дошкольного возраста мы учитывали на формирующем этапе ...
Модульный принцип построения учебного плана
Учебный план является основным документом процесса обучения. Но учебный план не является только набором дисциплин, которые должны быть изучены за определенный отрезок времени. Все учебные дисциплины, входящие в план, связаны между собой, то есть в более поздних по времени изучения дисциплинах испол ...
Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого
Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828—1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.