Пояснительная записка
Дети младшего школьного возраста, поступающие в школу, изменяют характер взаимоотношений с окружающими людьми, причем довольно существенно. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: учителями, сверстниками, родителями и другими. Также изменяется содержание общения. Если в начальной школе (1-2 класс) дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким, то уже к 3-4 классам положение меняется. Учитель как личность для детей становиться менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Внешние изменения характера общения происходят параллельно с его внутренней содержательной перестройкой, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения.
При поступлении ребёнка в школу у ребёнка появляется "внутренняя позиция", то есть новый уровень самосознания. Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребенка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного развития.
У детей с аутизмом общение с взрослыми и сверстниками ограничено, что в последствие отражается в его самостановлении и реализации себя в жизни. Самым эффективным способом коррекции коммуникативных умений является использование в этом возрасте упражнения в игровой форме. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением. Да и сами по себе игры в этом возрасте становятся новыми. Большой интерес представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и взрослые. В таких играх совершенствуется мышление, речь.
Задачи:
Способствовать полноценному психическому и личностному развитию учащихся.
Создать положительно-эмоциональный фон в различных видах деятельности учащихся.
Снять эмоциональное напряжение во взаимодействии с окружающими людьми.
Создать атмосферу безопасности и поддержки.
Развить навыки общения и речи
Научить детей работать сообща, в группе
В этом сборнике представлены игровые упражнения, которые направлены на:
- развитие эмоциональной сферы;
- развитие навыков речи;
- развитие навыков работы в группе.
Цель данных упражнений: развитие и коррекция коммуникативных умений у детей с синдромом аутизма.
Данное пособие можно использовать в общеобразовательных и специальных учреждениях, разработано для социальных педагогов, педагогов-психологов, классных руководителей, а также родителей. Содержание игровых упражнений представлено в таблице 1.
Таблица 1
Содержание игровых упражнений
Цель |
Ход игры | |
Развитие эмоциональной сферы | ||
1. "Мои эмоции" упражнение (Т. Мазепина) |
развитие умения чувствовать настроение окружающих, а также умения правильно передавать свои эмоции. |
Детям предлагается нахмуриться, как рассерженный человек, как осенняя туча, позлиться, как голодный волк, как злая ведьма, испугаться, как зайчик – трусишка, как котенок, увидевший собаку, улыбнуться, как хитрая лисица, как счастливый ребенок, обрадоваться, как цветы солнышку, как птица весне. Время проведения – 10 минут. |
2. "Робот" (Е.С. Лебеденко) |
повышение эмоциональности детей. |
С целью уменьшения эмоциональной окраски поведения или снижения воздействия отрицательных эмоций просят детей описать эмоциональное состояние замедленным "механическим" голосом, т.е. так, как это сделал бы робот. |
3. "Цвет" |
научиться узнавать и определять чувства. |
Дети делятся на пары. Необходимо попытаться понять настроение друг друга и изобразить его в цвете. Возникает желание все больше приобретать навыки узнавания эмоций. |
4. "Вырази себя" |
научить детей выражать свои чувства и эмоции. |
ребята должны продемонстрировать известные эмоции: гнев, раздражение, обида, изумление. |
Развитие навыков речи | ||
1. Кинолента (М.Н. Сигимова) |
развитие невербальных средств общения, развитие памяти. |
дети садятся в круг и создают кино "с первого слова". Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий — повторить первые два слова и сказать свое, четвертый — повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с немощью пластики и мимики. |
2. "Интонация" |
развить темп речи. |
предложить детям медленно произнести скороговорки, затем постепенно наращивать темп произношения. Произнести фразы удивленно, грустно, гневно, весело. Ребята развивают темп речи, эмоционально окрашенную речь. |
3. Интервью (О.В Хухлаева, О.Е Хухлаев) |
развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог. |
дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д. |
Групповые занятия | ||
1. "Жестикуляция" |
преодоление барьеров в экспрессивном закрепощении. |
разделить детей на две команды. Выбирают текст. Команды выбирают докладчиков, которые по очереди будут читать текст, а остальные будут его иллюстрировать жестами, игровыми сценками, оживлять текст. Происходит эмоциональный подъем, дети раскрепощаются, проявляют свои эмоции, используют жесты, мимику, известные им. |
2. "Встреча взглядами" |
научить детей устанавливать зрительный контакт. |
нужно четное число участников, которые садятся в круг, закрывают глаза и опускают голову вниз. По сигналу каждый должен открыть глаза, поднять голову и с кем-нибудь встретится взглядом. Дети учатся устанавливать контакты с помощью взгляда. |
3. "Рассказ" |
преодоление барьеров в общении. |
написать на листочке имя, фамилию детей и сложить в мешочек. Затем все перемешать и по очереди дети вытаскивают по одному листочку и пишут рассказ об этом человеке, имя которого написано. Затем зачитывают, остальные угадывают, о ком рассказ. Преодолеваются барьеры в общении среди сверстников, одноклассников. |
Сущность понятия готовности ребенка к школьному обучению
На современном этапе перехода учреждений образования на обучение детей с 6-летнего возраста, особое значение приобретает обеспечение готовности к школьному обучению. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во мно ...
Подходы в обучении
Бихевиоризм – подход к обучению, основанный на психологии бихевиоризма.Его основоположником считается Б. Скиннер. Он разработал систему принципов поведения человека в строго определенных условиях. По его мнению на процесс обучения прежде всего влияет окружающий человека мир, а не генетический факто ...
Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних как социальное явление
Приступая к рассмотрению темы дипломной работы, отметим, что проблема беспризорности одна из сложнейших социальных проблем и стоит на стыке исторического, социологического, педагогического и психологического знания, поэтому здесь необходимо опираться на материалы и целостные исследования в этой обл ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.