Педагогика и образование » Игровые упражнения как способ коррекции коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ранним детским аутизмом » Сборник игровых упражнений для коррекции коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с синдромом аутизма

Сборник игровых упражнений для коррекции коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с синдромом аутизма

Страница 1

Пояснительная записка

Дети младшего школьного возраста, поступающие в школу, изменяют характер взаимоотношений с окружающими людьми, причем довольно существенно. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: учителями, сверстниками, родителями и другими. Также изменяется содержание общения. Если в начальной школе (1-2 класс) дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким, то уже к 3-4 классам положение меняется. Учитель как личность для детей становиться менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Внешние изменения характера общения происходят параллельно с его внутренней содержательной перестройкой, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения.

При поступлении ребёнка в школу у ребёнка появляется "внутренняя позиция", то есть новый уровень самосознания. Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребенка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного развития.

У детей с аутизмом общение с взрослыми и сверстниками ограничено, что в последствие отражается в его самостановлении и реализации себя в жизни. Самым эффективным способом коррекции коммуникативных умений является использование в этом возрасте упражнения в игровой форме. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением. Да и сами по себе игры в этом возрасте становятся новыми. Большой интерес представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и взрослые. В таких играх совершенствуется мышление, речь.

Задачи:

Способствовать полноценному психическому и личностному развитию учащихся.

Создать положительно-эмоциональный фон в различных видах деятельности учащихся.

Снять эмоциональное напряжение во взаимодействии с окружающими людьми.

Создать атмосферу безопасности и поддержки.

Развить навыки общения и речи

Научить детей работать сообща, в группе

В этом сборнике представлены игровые упражнения, которые направлены на:

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие навыков речи;

- развитие навыков работы в группе.

Цель данных упражнений: развитие и коррекция коммуникативных умений у детей с синдромом аутизма.

Данное пособие можно использовать в общеобразовательных и специальных учреждениях, разработано для социальных педагогов, педагогов-психологов, классных руководителей, а также родителей. Содержание игровых упражнений представлено в таблице 1.

Таблица 1

Содержание игровых упражнений

Цель

Ход игры

Развитие эмоциональной сферы

1. "Мои эмоции" упражнение (Т. Мазепина)

развитие умения чувствовать настроение окружающих, а также умения правильно передавать свои эмоции.

Детям предлагается нахмуриться, как рассерженный человек, как осенняя туча, позлиться, как голодный волк, как злая ведьма, испугаться, как зайчик – трусишка, как котенок, увидевший собаку, улыбнуться, как хитрая лисица, как счастливый ребенок, обрадоваться, как цветы солнышку, как птица весне.

Время проведения – 10 минут.

2. "Робот"

(Е.С. Лебеденко)

повышение эмоциональности детей.

С целью уменьшения эмоциональной окраски поведения или снижения воздействия отрицательных эмоций просят детей описать эмоциональное состояние замедленным "механическим" голосом, т.е. так, как это сделал бы робот.

3. "Цвет"

научиться узнавать и определять чувства.

Дети делятся на пары. Необходимо попытаться понять настроение друг друга и изобразить его в цвете.

Возникает желание все больше приобретать навыки узнавания эмоций.

4. "Вырази себя"

научить детей выражать свои чувства и эмоции.

ребята должны продемонстрировать известные эмоции: гнев, раздражение, обида, изумление.

Развитие навыков речи

1. Кинолента

(М.Н. Сигимова)

развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

дети садятся в круг и создают кино "с первого слова". Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий — повторить первые два слова и сказать свое, четвертый — повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с немощью пластики и мимики.

2. "Интонация"

развить темп речи.

предложить детям медленно произнести скороговорки, затем постепенно наращивать темп произношения. Произнести фразы удивленно, грустно, гневно, весело.

Ребята развивают темп речи, эмоционально окрашенную речь.

3. Интервью

(О.В Хухлаева, О.Е Хухлаев)

развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Групповые занятия

1. "Жестикуляция"

преодоление барьеров в экспрессивном закрепощении.

разделить детей на две команды. Выбирают текст. Команды выбирают докладчиков, которые по очереди будут читать текст, а остальные будут его иллюстрировать жестами, игровыми сценками, оживлять текст.

Происходит эмоциональный подъем, дети раскрепощаются, проявляют свои эмоции, используют жесты, мимику, известные им.

2. "Встреча взглядами"

научить детей устанавливать зрительный контакт.

нужно четное число участников, которые садятся в круг, закрывают глаза и опускают голову вниз. По сигналу каждый должен открыть глаза, поднять голову и с кем-нибудь встретится взглядом.

Дети учатся устанавливать контакты с помощью взгляда.

3. "Рассказ"

преодоление барьеров в общении.

написать на листочке имя, фамилию детей и сложить в мешочек. Затем все перемешать и по очереди дети вытаскивают по одному листочку и пишут рассказ об этом человеке, имя которого написано. Затем зачитывают, остальные угадывают, о ком рассказ.

Преодолеваются барьеры в общении среди сверстников, одноклассников.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Сущность понятия готовности ребенка к школьному обучению
На современном этапе перехода учреждений образования на обучение детей с 6-летнего возраста, особое значение приобретает обеспечение готовности к школьному обучению. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во мно ...

Подходы в обучении
Бихевиоризм – подход к обучению, основанный на психологии бихевиоризма.Его основоположником считается Б. Скиннер. Он разработал систему принципов поведения человека в строго определенных условиях. По его мнению на процесс обучения прежде всего влияет окружающий человека мир, а не генетический факто ...

Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних как социальное явление
Приступая к рассмотрению темы дипломной работы, отметим, что проблема беспризорности одна из сложнейших социальных проблем и стоит на стыке исторического, социологического, педагогического и психологического знания, поэтому здесь необходимо опираться на материалы и целостные исследования в этой обл ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.012