Ранний детский аутизм (РДА) – это особое нарушение психического развития. Наиболее ярким его проявлением является нарушение развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми, что не может быть объяснено просто сниженным уровнем когнитивного развития ребенка.
Детский аутизм – достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Встретить такого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Также аутизм встречается при довольно многих психических расстройствах. РДА проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. И всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации требуют специальной поддержки. Однако вместо этого они часто встречают непонимание, недоброжелательность и даже отторжение, получают тяжелые душевные травмы.
Аутизм начинает встречаться гораздо чаще, чем раньше, у 2-4 детей из 10000, у мальчиков в три раза чаще, чем у девочек. Он выявляется во всех социальных классах, во всех частях света. По данным Министерства Образования США, за последнее десятилетие минувшего века прирост больных аутизмом в этой стране составил 273%. Общемировые цифры составляют: из 10000 новорожденных 15-20 аутисты. Со времени признания существования раннего детского аутизма проведены многочисленные исследования, в ходе которых делались попытки раскрыть суть заболевания. Обнаружены различные механизмы развития аутизма: психологические, неврологические, нейрофизиологические, биохимические, иммунные и генетические.
Причину аутизма видят в нарушениях деятельности нейронов из–за генетических аномалий развития или разнообразных повреждений мозга в период беременности, при родах или в постнатальном периоде развития ребенка. Причины могут быть различны, но всегда наибольшее значение имеет наследственная предрасположенность. В результате указанных причин не развивается эмпатия, следствием чего и являются расстройства социализации, коммуникации, поведения и воображения, т.е. симптомы аутизма. Но все это поддается коррекции. Много лет ученые искали способы лечения аномалии, но пришли к выводу, что излечить аутизм полностью невозможно, возможно только приглушить его проявление. Одним из способов являются игровые упражнения, они развивают их нравственные качества, интеллектуальные способности, восприятие, повышают уровень физического развития, а также корректируют коммуникативные умения. Можно сделать вывод, что основной формой воспитания и обучения является игра, так как это естественное состояние детей.
Исследование отечественных педагогов и психологов (Басов М.Я., Выготский Л.С.,Жуковская Р.И., Леонтьев А.Н, Менжерицкая Д.В., Рубинштейн С.Л., Усова А.П., Эльконин Д.Б. и др.) показали, что игра является ведущей деятельностью, обеспечивающей всестороннее воспитание детей дошкольного возраста. Она продолжает выступать в роли активного средства воспитания в младшем школьном возрасте.
Теоретические основы формирования коммуникативных способностей личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных учёных Бодалева А.А., Выготского Л.С., Добровича А.Б., Злобиной Е.Г., Кагана М.С., Коломинского Я.Л., Кона И.С., Леонтьева А.Н., Лийметса Х.И., Лисиной М.И., Ломова Б.Ф., Мелибруды Е., Мудрика А.В., Якобсона П.М., Яноушека Я.А., и др. Однако, все они не затрагивают проблемы формирования коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте.
Проблемам формирования коммуникативных способностей младших школьников посвящён ряд исследований последних десятилетий (1980 – 2002 гг.), среди которых работы Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В., Лежневой Л.И., Овчаровой Р.В., Пилипко Н.В., Шемшуриной А.И., Шустовой А.А., Щиголевой Н.В. и др. в качестве основных средств формирования коммуникативных способностей младших школьников авторы используют коммуникативные игры, беседы, игровые задания.
Развитие коммуникативности (Лисина М.И.) – умения общаться с взрослыми и сверстниками – является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности детей и взрослых, которая по своей сути всегда совместна, и в тоже время важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнёрских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучение детей средствами общения, позволяющими вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом. Исследователи младшего школьного возраста (Божович Л.И., Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Дубровина И.В., Захарова А.В., Маркова А.К., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б. и др.) отмечают, что к концу данного периода должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность и способность к саморегуляции. Л. Каннер (1943) расценивал ранний детский аутизм как особое болезненное состояние; Г. Аспергер (1944-1948) – как патологическую конституциональную структуру, ближе к психопатической. Большинством отечественных исследователей (Сухарева Г.Е., 1935,,1974; Сименон Т.П., 1948; Юрьева О.П., 1967; Вроно М.Ш., 1971; Башинина В.М., 1974,1977,1980), а также рядом зарубежных исследователей (Бендер Л., 1958,;Кларк М., 1963; Поляк М., 1969 и др.) ранний детский аутизм рассматривался в основном в рамках патологии шизофренного круга: как начальный период детской шизофрении, реже – тяжёлой формы шизоидной психопатии.
Цель: разработка комплекса игровых упражнений, направленного на коррекцию коммуникативных умений у детей с синдромом аутизма.
Предмет исследования: коррекция коммуникативных умений у детей с синдромом аутизма.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста.
Гипотеза: игровые упражнения будут являться эффективным средством в коррекции коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с синдромом аутизма.
В курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
Задачи:
Исследования теоретических подходов к изучению особенностей детей с аутизмом.
Изучение коммуникативных нарушений у детей с аутизмом.
Определение влияния игровых упражнений на коммуникативные умения.
Моделирование содержания игровых упражнений для детей с аутизмом.
Утверждение сборника игровых упражнений, направленного на коррекцию коммуникативных умений.
Методы:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
обобщение педагогического опыта;
моделирование сборника игровых упражнений;
применение игровых упражнений по коррекции коммуникативных умений на практике;
моделирование игровых упражнений;
наблюдение.
Развитие экономического мышления - путь социализации личности учащихся
Цель: рассмотрение системы формирования экономического мышления, как одного из путей социализации личности учащихся. Задачи: 1. Определить понятие социализации и доказать, что формирование экономического мышления действительно является средством социализации личности учащихся; 2. Обобщить и описать ...
Организация, содержание и методика проведения экспериментальной работы по
постановке голоса с использованием методик русской вокальной школы
Экспериментальная работа проводилась нами на базе МОУ СОШ № 93 г. Волгограда, на протяжении учебного года, в процессе индивидуальной и ансамблевой вокальной работы с учащимися разных возрастных групп (2 класс – 4 человека; 3 класс – 4 человека; 5 класс – 4 человека; 6 класс – 4 человека: всего 16 ч ...
Закономерности и принципы воспитания
Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Персонификация понимается как опора на личностные ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.