- влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах.
М. Рокичем предложены две оси измерения ценностей: компетентность - мораль; личное – социальное.
Э. Дисл, Р. Райан определяют пятнадцать жизненных целей-ценностей: свобода, открытость и демократия в обществе; безопасность и защищенность; служение людям; власть и влияние; известность; автономность; материальный успех; богатство духовной культуры; личностный рост; здоровье; привязанность и любовь; привлекательность; чувство удовольствия; межличностные контакты и общение; богатая духовно-религиозная жизнь.
МакГвайром предложено понятие «ценностное поле» личности, которым обозначается тот репертуар ценностей, который значим для каждого человека.
С.С. Бубнова выделяет полиструктурные ценностные ориентации личности: приятное времяпрепровождение, отдых; высокое материальное благосостояние; поиск и наслаждение прекрасным; помощь и милосердие к другим людям; любовь; познание нового в мире, природе, человеке; высокий социальный статус и управление людьми; признание и уважение людей и влияние на окружающих; социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; общение; здоровье.
В педагогической литературе широко представлены системы ценностей, которые необходимо
включить в содержание образования. Например: В.А. Караковский выделяет следующие:
земля,
Отечество,
семья,
труд,
знание,
культура,
мир,
человек
И.Я.Лернер-
познание
здоровье
истина
социальная справедливость
честь и достоинство
свобода и право выбора
природа и культура родного края
Таким образом, ценности в трудах этих педагогов выделены по принципу сфер жизни школьника.
Ценности рассматриваются нами в возрастном аспекте. Рассмотренное в этом параграфе всеобщее нуждается в психологической конкретизации, которой мы посветим следующий параграф.
Выводы:
Ценностные ориентации- сложные личностные образовании, проявляющиеся в каждый момент социальной жизни человека.
В ценностных ориентациях динамически реализуется направленность личности. Они проявляют себя в когнитивном, аффективном и деятельностном плане личности.
Ценностные ориентации представляют собой иерархию ценностей, сложившеюся под влияние среды и субъектности человека.
Ценностные ориентации могут быть разделены на систему ценностей
- в области межличностных отношений;
- области отношения "человек-природа";
- направленных на собственное "я";
- направленных на высшие смысловые инстанции и смысловые содержания.
Понятие "индивидуализация" обучения
Одной из наиболее обсуждаемой за последние годы в педагогической науке проблем в свете реформирования современного образования является разработка индивидуального и дифференцированного подходов, как средство преодоления несоответствия между требованиями учебно-воспитательного процесса и реальными в ...
Характеристика модели процесса реализации социально-педагогического
потенциала учреждения дополнительного образования
В настоящее время в ГОУ ЦДТ «Марьина Роща» существуют модель реализации потенциала учреждения в целом. Прежде чем представить и описать данную модель, рассмотрим, что понимается под моделью и моделированием в общем. Модель, франц., 1) воспроизведение предмета в уменьшенном виде. 2) точный образец о ...
Методы и методики психолого-педагогического обследования ребёнка с нарушением речи
В начале 20 века в России началась разработка методов диагностики, направленных на выявление речевых нарушений у детей (для детей – группой врачей-энтузиастов – были открыты вспомогательные классы и школы). Нарушение речи – это отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языко ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.