Педагогика и образование » Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе » Психолого-педагогические аспекты становления ценностной сферы личности

Психолого-педагогические аспекты становления ценностной сферы личности

Страница 5

В современном мире, по мнению Э. Олдемейера, происходят изменения между ценностями, относящимися к "минимальному канону" и поверхностными, ситуативно обусловленными. Он вычленяет направления изменения ценностей, базирующиеся на чувстве уважения и благоговения перед авторитетом и силой.

Таким образом, Э. Олдемейером определяются четыре направления, в которых функционируют ценности:

- ценности в области межличностных отношений;

- ценности в области отношения "человек-природа";

- ценности, направленные на собственное "я";

-ценности, направленные на высшие смысловые инстанции и смысловые содержания.

Некоторая неоднозначность в трактовке ценностей в психологии приводила к попыткам упорядочить эту проблематику. Самую существенную попытку предприняли М. Рокич и С. Шварц. Ими предложена теория универсального содержания и структуры ценностей, где ценности трактуются как представления людей о целях, которые служат руководящими принципами в жизни. Такой постановкой вопроса ценности неизбежно связываются с проблемами социального познания: они есть некоторые представления, т.е. категории, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира. С. Шварц исходил из принципа, что в основе различий между ценностями лежит тип мотивационных целей которые они выражают. Согласно теории С. Шварца, ценности личности существуют на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и уровне индивидуальных приоритетов. Им предложена классификация универсальных базовых человеческих ценностей (их насчитывается десять типов: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиции, конформность, безопасность), в которой типы ценности практически интерпретированы как способы организации категорий.

Результаты последующих исследований обнаружили, что десять ценностных типов организованы в две биполярные оси измерения: - открытость к изменениям, включающую ценности самостоятельности и стимуляции, в противоположность консервативизму, включающему ценности безопасности, конформности и традиций; - самовозвышение, включающее ценности власти и достижений, в противоположность самотрандесцентности, включающей универсализм и доброту.

Таким образом, для С. Шварца ценности – не свойства, присущие объекту, а именно критерии, по которым человек действует, оценивает свои действия, и строит свое отношение к миру. Ценности включают пять необходимых черт: а) они всегда есть представления или верования; б) знания о состояниях, которых желательно достичь; в) следы специфических ситуаций; г) содержат возможность селекции каких-то событий в жизни человека или в эволюции его поведения; д) имеют некоторую степень важности. Выделение этих характерных черт ценностей весьма продуктивно для понимания их роли в социальном познании: во-первых, потому что сами ценности трактованы как когнитивные элементы («знания», «представления»), а во-вторых, потому что обозначен механизм их воздействия на сам процесс познания («возможность селекции каких-то событий»).

По М. Рокичу, ценность (value) - устойчивое представление о том, что особый способ поведения (инструментальная ценность) или цель-состояние (терминальная ценность) существования являются личностно или социально более предпочтительными по сравнению с противоположным или обратным способом поведения или целью-состоянием. Для М. Рокича важнейшим процессом, регулирующим целостность понятия "я" и направляющим поведение, являются ценности. Именно они детерминируют представление об объекте или ситуации как истинном или ложном, оценивают их как желательные или нежелательные, хорошие или плохие, так и обуславливают поведение человека в целом.

Концепция человеческих ценностей М. Рокича включает в себя следующие постулаты:

- общее число ценностей невелико;

- все люди обладают одними и теми же ценностями, но одни и те же ценности имеют для разных людей разный «вес»;

- ценности организованы в системы;

- истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, общественных институтах и самой личности человека;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Описание игровых методик, применяемых на уроках информатики
В данном параграфе приводятся фрагменты уроков с использованием игровых элементов. Рассмотрев игровые элементы, применяемые на уроках информатики, необходимо уточнить, на каком этапе урока нужно применять ту или иную игру. Опишем фрагменты урока с применением перечисленных выше игровых элементов. И ...

Игры как обучающий процесс
В данном параграфе понятие «игра» рассматривается как элемент процесса обучения. Игровые технологии рассматриваются как часть педагогических технологий, рассматривается классификация педагогических технологий, специфика игр. Приводятся различные классификации игр, их функции, рассматриваются пример ...

Сущность и особенности интегрированного обучения в начальной школе
Вычленение в педагогической теории идеи межпредметных связей и ее переход в самостоятельную дидактическую проблему связаны с теоретическими поисками прогрессивных педагогов различных эпох: Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского. Интегрированный урок можно характеризовать по сле ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0125