Педагогика и образование » Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе » Психолого-педагогические аспекты становления ценностной сферы личности

Психолого-педагогические аспекты становления ценностной сферы личности

Страница 4

Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влияния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориентациям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствия целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и устроила бы, если бы формирующиеся стихийно жизненные ценности благотворно влияли на гармоничное развитие подростков, и на общественный прогресс в целом. Но при таком подходе стирается субъектность, недооценивается человек как творец ценностей.

В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы - главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций, в выборе какую ценность предпочесть в данный момент. Чтобы разобраться с вопросом как можно классифицировать ценности перейдем к следующему пункту.

Классификации ценностей в педагогической науке

Существует множество различных взглядов на классификацию ценностей.

Б.Г. Ананьев условно разделяет ценности на ценности материальные социально-политические и духовные. Е. Шпангер выделяет шесть шкал ценностей: правды, красоты, необходимости, власти, любви и религии. С. Швартц и В. Билски определяют ценности в следующей последовательности: готовность помочь другим, послушание, удовольствие, целеустремленность, мудрость, интеллектуальность, прочность семьи.

Э. Олдмейер выделяет две большие группы ценностей: относящиеся к "минимальному канону" и поверхностные, ситуативно обусловленные. Он исходит из того, что существует межкультурное стабильное для значительного промежутка времени ядро ценностных ориентаций, которое развилось на относительно ранней исторической ступени и определило минимальный канон стабильных ценностей. Такие "базисные" ценности служат для защиты физической жизни, охраны человеческой собственности и обеспечивают взаимное доверие.

Р. Инглехарт, считая, что происходит постепенное, но глубокое изменение ценностей в западных национальных группах, выделяет шесть материальных, к которым относит ценности защищенности (усиление оборонной мощности страны, поддержание порядка в стране, борьба с преступностью) и ценности материального обеспечения (подъем экономики, борьба с ростом цен, стабильность экономики) и шесть пост-материальных ценностей, среди которых ценности утверждения человеческих прав и достоинства и интеллектуальные и эстетические ценности. Предпочтение постматериальных ценностей коррелирует с уровнем достигнутого жизненного стандарта.

Х. Клагес различает, с одной стороны, ценности общественного долга и признания, а с другой стороны - ценности самореализации. Он отстаивает тезис, что изменение ценностей происходит в направлении отстранения от ценностей общественного долга и признания и повороте к ценностям самореализации. Ценности общественного долга и признания включают такие феномены, как дисциплина, порядок и послушание (подчинение), которые с позиций личности относятся к заданной обществом системы нормативов, в то же время как ценности самореализации, например, творческие проявления, самоутверждение, согласие, связаны с развитием и удовлетворением индивидуальных потребностей. Развивая свою типологию, Х. Клагес предлагает различать нормоцентрическую и аутоцентрическую ориентацию. В первом случае доминирует отношение к общественным нормам, а во втором отношение к собственному "Я". Изменение ценностных ориентаций по Х. Клагесу объясняется через усиление значимости ценностей, выражающих самого индивида. Экономическое развитие, с его точки зрения, - это только один из действующих факторов, к важным причинам изменений ценностных ориентаций он относит доминирующие и социокультурные тенденции. Позитивность принятия новых ценностных ориентаций необязательно требует отказа от противоположных альтернативных ценностей. По Х. Клагесу, процессы признания ценностей и отказа от них протекают независимо друг от друга, так что они могут породить совершенно различные комбинации новых ценностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Электронный учебник
Основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Госстандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой. Электронное учебное пособие - издание, час ...

Традиционные технологии изучения диалектной лексики
"Упражнения по лексике готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики необходима работа со словарями, решению этих задач служат следующие упражнения: - укажите (назовите, подчеркните( диалектные слова; - подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы) к диалектному ...

Некоторые проблемы отбора языкового минимума с точки зрения развития культуры общения
Значение отбора четко ограниченного языкового минимума при обучении иностранному языку трудно переоценить. Именно на усвоение этого ядра, имеющего обязательный характер для обучаемых, должны быть направлены основные усилия. Поскольку в качестве целевой установки, определяющей решение многих вопросо ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0101