Отвергнутыми в контрольной группе стали следующие ценности:
Таблица 22. Терминальные ценности
Ценность |
Выбор (в процентах) |
счастье других |
50 |
свобода |
30 |
продуктивная жизнь |
20 |
Таблица 23. Инструментальные ценности
Ценность |
Выбор (в процентах) |
нетерпимость к недостаткам других |
50 |
чуткость |
30 |
аккуратность |
25 |
рационализм |
5 |
Выводы:
Развитие ценностных ориентаций подростков является связанным с состоянием воспитательной системы школы в целом.
Критериями успешности проведенных мероприятий являются:
-увеличение доли гуманистических ценностей
-увеличение доли ценности, связанных с процессом творческого познания
-уменьшение некогерентности терминальных и инструментальных ценностных ориентаций
Ценности – это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно. Под влиянием самых различных факторов.
Ценностные ориентации представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Как устойчивое самостоятельное структурное психологическое образование ценностные ориентации могут формироваться лишь на довольно позднем этапе возрастного развития – в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе начала формирования личности школьника, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.
Ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение (Б.С.Круглов, В.А.Ядов и другие). Не смотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.
Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного новообразования, как возникновение зрелых жизненных планов, личного и профессионального самоопределения учащихся.
Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, культурных условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры.
Методическое обеспечение и организация формирующего эксперимента
На основании полученных данных мы разработали серию занятий, с целью повышения уровня сформированности нравственных представлений и поступков у младших школьников. Эти занятии должны приобрести форму доверительного и дружеского разговора, цель которого – не навязать детям ту или иную нравственную ц ...
Виды самостоятельной работы учащихся по физике
В процессе обучения физике применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по ...
Концепция здорового образа жизни школьников специального учреждения
Что же такое здоровье? Один человек не заболевает гриппом даже при эпидемии, на другого достаточно чихнуть, и он уже болеет. Один в полынью зимой попадает и даже насморка не получит, другой – погулял на морозном воздухе, и у него уже ангина. О первом говорили, что у него крепкое здоровье, о втором, ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.