Дошкольный возраст — важнейший этап в жизни и воспитании детей, на котором закладывается база для дальнейшего полноценного развития ребенка. Это время интенсивного роста, развития головного мозга и всех основных функций организма. На этом этапе в ходе воспитания ребенка закладываются основные особенности характера и определяется тип темперамента ребенка. Всего их существует четыре: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Развитие ребенка во многом определяется тем, к какому типу тяготеет его темперамент. В чистом виде эти типы нервной системы встречаются очень редко, но, как правило, любого ребенка можно отнести к какому-то промежуточному типу с приближением к одному из основных.
Особенно ярко проявления типа темперамента выступают в самом младшем возрасте и во многом определяют дальнейшее воспитание ребенка. Тип нервной системы обязательно должен учитываться в процессе воспитания детей. Более того, именно в этом возрасте целенаправленным воспитанием и созданием определенных условий жизни можно в определенных пределах воздействовать на проявления характерных особенностей темперамента, сгладить некоторые нежелательные его проявления и направить эмоциональное развитие ребенка в благоприятное русло.
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста определяется в первую очередь их физическими и умственными возможностями и свойственным этому возрасту типом мышления. На этом этапе развития ребенка его мышление тесно связано с практической деятельностью и опирается на наглядные примеры. Соответственно, и методы воспитания ребенка должны быть основаны на исследовании конкретных предметов, их свойств, действий, которые можно сними производить. Главным инструментом воспитания и развития в этом возрасте является игра. Именно в процессе игры развитие ребенка происходит естественным образом, без принуждения. Ребенок постепенно узнает новое об окружающих его предметах и явлениях, учится общаться и вести себя с другими детьми.
В раннем возрасте активно развиваются потребности ребенка, и на их основе формируются разнообразные интересы. Основной движущей силой непрекращающегося развития ребенка в этот период является познавательный интерес, сначала к самому процессу совершения действий, позже — к их результату. Главная задача воспитания детей младшего возраста сводится к постоянному поддержанию этого интереса, развитию любознательности, помощи в освоении новых видов деятельности и своевременное расширение кругозора ребенка.
В процессе воспитания ребенка важно привить ему способность действовать и общаться с другими людьми с пониманием того, что делать можно, а что нельзя. Как нельзя лучше этому способствует воспитание детей в коллективе, будь то группа детского сада или занятия в развивающем центре. Особенности воспитания детей в этом возрасте связаны с тем, что в период дошкольного развития ребенка формируются индивидуальные интересы, склонность к определенным видам деятельности. Поэтому цель детского воспитания в этот период — дать ребенку начальные представления о самых различных направлениях деятельности, от физических упражнений до развития художественных и музыкальных способностей, знакомства с природой, в игровой форме ознакомления с основными дисциплинами, более глубокое изучение которых начнется уже в школе. Правильно поставленное дошкольное воспитание играет решающую роль во всей последующей жизни человека, его физическом, интеллектуальном и духовном развитии и самоопределении.
Создание зоны природы в дошкольном учреждении
Работа воспитателя по ознакомлению с природой детей подготовительной к школе группы направлена в основном на углубление полученных ими ранее знаний, на формирование более полных и точных представлений о сезонных изменениях в природе, на уяснение некоторых новых, неизвестных детям связей и закономер ...
Коррекционно-развивающее обучение и его место в современной школе
В современной педагогике все более прочные позиции занимает коррекционно-развивающее обучение. Однако до настоящего момента у педагогов отсутствует четкое представление о контингенте детей, которому оно адресовано, о его содержании и месте в современной школе. В данной статье мы попытаемся в общих ...
Методика и результаты экспериментальной работы по организации
проектно-творческой деятельности учащихся I–IV классов
Экспериментальная работа по организации проектно-творческой деятельности на уроках трудового обучения в начальной школе была организована на базе СОШ №11 х. Маевского Славянского района Краснодарского края. В эксперименте принимали участие: директор школы Скорик Т.Н., заместитель директора Бабенко ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.