По мнению некоторых исследователей, многие дефекты голосообразования являются следствием неправильного и нерационального режима пользования голосом в детском возрасте. Дети зачастую перенимают у взрослых манеру пения, причем возникающие технические трудности преодолевают путем перенапряжения голосового аппарата или его отдельных частей.
Таким образом, недостатки звучания голоса имеют следующие причины:
Органический дефект аппарата;
Недостаточность развития голоса;
Неверные привычки, привитые в процессе подражаний, форсирования звука, дыхания или возникающие от исполнения непосильного репертуара.
Для выявления и возможного устранения первой группы недостатков требуется медицинская помощь.
Вторая группа недостатков - короткость диапазона, недостаточная сила и малая звучность - может быть устранена совершенно в процессе неторопливого и планомерного развития голоса. Возможно также значительное улучшение тембра.
К третьей группе недостатков относятся:
Вялое звукообразование, выражающееся в неточном взятии начальной ноты и нечетком ее окончании, постоянных "подъездах", смазывании гамм, сопровождающихся нечеткой дикцией и плохой артикуляцией гласных.
Резкое, жесткое звукообразование, при котором голос звучит напряженно, сухо, иногда, даже скрипуче. Как правило, певец с такой манерой пения может петь только на форте, пение на пиано ему недоступно.
Детонация голоса - это постоянное повышение или понижение заданного тона, что приводит к нечистому, фальшивому пению, глубина детонации колеблется в пределах до полутона.
Основными причинами возникновения являются нарушения слухового самоконтроля, изменение позиции правильного звукообразования и слабое музыкальное развитие.
Изменение нормального вибрато голоса - тремоляция звука, качка звука, исчезновение вибрато.
Тремоляция звука воспринимается на слух как вибрация с повышенной амплитудой колебания и качания звука. Изменение частоты вибрато является результатом неустойчивого положения гортани, в результате чего она вибрирует ненормально. Внешне, как правило, это сопровождается качкой нижней челюсти.
Причиной тремоляции может быть асинхронность в работе голосовых связок; в этом случае возникает биение звука, которое можно распознать по особому суховатому тембру. Часто эти биения указывают на серьезное заболевание голосового аппарата, требующее лечение.
Другим крайним случаем нарушения нормального вибрато является его отсутствие, выражающееся на слух прямым, безтембровым, пустым, неэмоциональным звучанием голоса. При спастическом сокращении мышц голосового аппарата вибрато невозможно, и голос носит прямой гудкообразный характер. Безвибрационный голос - это наиболее распространенное явление среди учащихся.
Характерная ломка звучания голоса при переходе из одного регистра в другой.
Имеется ввиду не естественный переход необученного голоса из одного регистра в другой, а нарочитое изменение звучания - манера, преследующая цель якобы повышенной эмоциональности исполнения. Сегодня это имеет место в так называемом "народном" жанре и эстрадном исполнении.
Искажение гласных в начале второй октавы, вызываемое стремлением к чрезмерно "открытому" звучанию, и резкий переход в грубое звучание.
Мышечный зажим голосового аппарата.
Причиной такого дефекта может быть следствие неправильного подхода к учащемуся, когда ведется работа без учета его психологических особенностей, степени его восприимчивости стоящих перед ним задач. Иногда педагоги допускают грубейшую ошибку, пытаясь навязать учащемуся свои мышечные, вибрационные ощущения при фонации, не учитывая его индивидуальных качеств, физиологических и психических особенностей.
Нередко педагоги стремятся достичь желаемого результата методом "нажима", многократно заставляя учащегося повторять одну и ту же ноту либо фразу, требуя сиюминутного положительного результата, забывая о постепенности и последовательности в работе. Как правило, при таком подходе певец вынужден форсировать звук, что приводит к дефектному звучанию голоса и зажиму голосового аппарата.
Также причиной зажатости голосового аппарата может стать исполнение учащимся непосильного репертуара.
Методические разработки
по теме "способы получения этилена"
Тема: "Алкены - непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение" Цель: изучить способы получения, химические свойства и применение алкенов на примере этилена. Задачи: Образовательные: разобрать лабораторные и общие промышленные способы получения алкенов, их химическ ...
История развития оценочной системы
В педагогической литературе, да и в повседневном разговоре термины «оценка» и «отметка» часто употребляются как синонимы. Хотя они взаимосвязанные, но, все-таки, и как термины, и как понятия их необходимо различать. Взаимосвязь состоит в том, что у них общий объект – знания, умения, навыки и развит ...
Методика изучения площади геометрических фигур и единиц ее измерения на
уроках математики в начальной школе
В начальных классах рассматриваются величины: длина, площадь, масса, емкость, время и др. учащиеся должны получить конкретные представления об этих величинах, ознакомиться с единицами их измерения, овладеть умениями измерять величины, научиться выражать результаты измерения в различных единицах, вы ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.