Педагогика и образование » Особенности учебной мотивации учащихся гимназических классов » Исследование направленности учебной мотивации

Исследование направленности учебной мотивации

Страница 1

Исследование направленности учебной мотивации представлено в виде графика 5. Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что в гимназических классах количество детей с выраженным доминированием внутренней мотивации примерно одинаково: 6 «А» - 58%, 6 «Г» - 52%. Данные по классам возрастной нормы сильно разнятся: большинство учащихся 6 «Б» класса (67%) имеют внутреннею направленность мотивации, а в 6 «В» у подавляющего большинства учащихся (75%) доминирует внешняя направленность мотивации.

График 5. Соотношение уровня внешней и внутренней мотивации.

Как показывают психологические исследования (Л.И. Божович, Л.С. Славина, А.Д. Андреева и др.), мотивация учения подростков (12–14 лет) характеризуется устойчивым доминированием мотива самоутверждения. В структуре учебной мотивации учеников шестых классов гимназических, так и классов возрастной нормы явно преобладают широкие социальные мотивы, в частности мотивы самоопределения и самосовершенствования (таблица 3).

Таблица 3.

Среднегрупповые ранги по группам учебных мотивов

Классы Мотивы

гимназические

возрастной нормы

6"А"

6"Г"

6"Б"

6"В"

1. Долга и ответственности

7

6

5

7

2. Самоопределения и самосовершенствования

6

7

1

3

3. Благополучия

1

1

7

1

4. Престижа

5

5

4

2

5. Избегания неприятностей

2

4

6

6

6. Содержания (учебно-познавательный)

4

2

2

5

7. Процесса (учебно-познавательный)

3

3

3

4

Как свидетельствует анализ данных таблицы 3, иерархии групп учебных мотивов в гимназических классах и классах возрастной нормы достоверно различаются. В частности, мотив избегания неприятностей, обусловленный страхом наказания и отрицательной оценки учебных успехов со стороны родителей и учителей, гораздо более характерен для учеников гимназических классов. Причем эти школьники в большей степени, нежели учащиеся обычных классов, ориентированы на получение одобрения учителя, положительной отметки (т.е. формальных атрибутов учебной успешности – «учиться – правильно отвечать на вопросы учителя»).

Более чем половина детей (55%), учащихся в гимназических классах характерен профиль, с преимущественной ориентацией на мотивы благополучия и избегания неприятностей. Учебно-познавательные мотивы при этом занимают средние места в иерархии. Эти дети хотят быть успешными учениками, считая успешностью отсутствие «плохих» отметок, замечаний учителя. Им важно выполнять определенный ритуальный минимум действий, демонстрируя собственное «ученичество» для того, чтобы родители их не ругали. Между тем сколько-нибудь выраженного интереса к учебе они не выказывают. Пассивное отрицательное эмоциональное отношение вызывают у них контрольная работа, новый материал, сложное задание, ответ на уроке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Игры на установление пространственных отношений между предметами
Немаловажное значение приобретает обучение детей 5 - 6 лет умению определять положение предмета по отношению к другому предмету («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»), а также свое положение среди окружающих предметов («Я стою за стулом, между ок ...

Способы разрешения конфликта
Наиболее простым способом разрешения конфликта является проявление нежности по отношению к партнеру. Нежностью легко удается разрядить обстановку, снять напряжение, погасить агрессию и другие неблагоприятные проявления психики. Столь же легким способом разрешения конфликта, но более изящным, а пото ...

Формирование студента как субъекта учебной деятельности
В педагогике под субъектом учебной деятельности понимается носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в других людях и в самом себе. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании. Формирование студента как субъекта учебной деят ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0092