Педагогика и образование » Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с многообразием животного мира » Краткая характеристика животных

Краткая характеристика животных

Страница 2

Повсюду в наших водоемах живут представители типа моллюсков — беззубка, перловица, прудовик, катушка, лужанка. Наземные моллюски — улитка и слизень — причиняют вред культурным растениям.

В теплых морях и океанах обитают головоногие моллюски (кальмар, осьминог). Это самые подвижные и крупные представители данного типа. Некоторые кальмары достигают 18 м в длину. На голове у них расположены щупальца, представляющие собой сильноизмененную ногу. Питаются головоногие рыбой и позвоночными. Мясо кальмара и осьминога употребляют в пищу.

Тип Членистоногие. Этот тип выделяется среди беспозвоночных своим разнообразием, числом видов и приспособлением к жизни в различных условиях. Живут членистоногие на суше, в воде, в почве; они являются наиболее распространенными на нашей планете животными. Тело членистоногих покрыто плотным покровом хитина (роговое вещество), который служит наружным скелетом и выполняет защитную функцию. Членистоногие — самые высокоорганизованные животные среди беспозвоночных. Наиболее типичными представителями типа членистоногих являются классы ракообразных, паукообразных и насекомых.

Класс Насекомые. Это самая многочисленная группа животного мира. Насекомые в подавляющем большинстве случаев — типично наземные животные, прекрасно приспособленные к жизни в воздушной среде. Естественный отбор сформировал и такие виды, которые вторично переселились в водную среду или стали обитателями почвы или паразитами. Тело представителя этого класса разделяется на три отдела — голову, грудь, брюшко; ног, как правило, три пары; у большинства во взрослом состоянии имеются крылья.

Приспособленность к полету обнаруживается у многих насекомых. Например, стрекоза с помощью двух пар легких прозрачных крыльев летает очень быстро, добывая пищу (комаров, мух) на лету. Сложные глаза стрекозы, занимающие почти всю голову, позволяют ей хорошо видеть вокруг и быстро изменять направление полета. Приспособление к длительному полету выражено у пчел и некоторых жуков. Наряду с крыльями у них в брюшке находятся воздушные мешки, облегчающие полет.

Ротовые органы насекомых весьма разнообразны (грызущие, лижущие, сосущие и колющие). Их строение зависит от характера пищи. Насекомые, которые питаются растительной пищей, имеют грызущий ротовой аппарат (кузнечик, майский жук). Бабочки, питающиеся нектаром цветов, имеют мягкий и гибкий сосущий хоботок.

Характерная особенность насекомых — хорошее развитие нервной системы и органов чувств. Многие насекомые, например пчелы и муравьи, отличаются сложными формами поведения.

Представители этого класса подразделяются на насекомых с полным и неполным превращением. При неполном превращении из яйца появляется личинка, похожая на взрослую особь. Затем личинка несколько раз линяет и постепенно превращается во взрослое насекомое. К таким насекомым относятся отряды таракановых, богомоловых, прямокрылых (саранча, кузнечик), полужесткокрылых (клоп) и ряд других.

Насекомые с полным превращением отличаются тем, что все они в личиночной стадии не похожи на взрослых насекомых и в своем развитии после личинки проходят стадию куколки. Это отряды чешуекрылых (бабочка), жуков (жужелица), перепончатокрылых (пчела, оса), двукрылых (муха) и т. д.

Значение насекомых в жизни природы и человека огромно. Некоторые из них опыляют растения (пчела, шмель, бабочка), что помогает их размножению. Насекомые, живущие в почве, способствуют улучшению ее состава и плодородия. Огромная масса насекомых является санитарами в природе (навозник, мертвоед), так как живет за счет падали. Насекомыми в свою очередь питаются другие животные.

Вместе с тем некоторые насекомые приносят большой вред сельскому и лесному хозяйству (тля, саранча, непарный и кольчатый шелкопряды, короед), являются вредителями животноводства (слепень), переносчиками многих болезней (муха, комар).

Позвоночные животные. Высшим подтипом хордовых являются позвоночные, включающие классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Для позвоночных характерен внутренний скелет, основой которого является прочный осевой стержень — хорда или позвоночник. Позвоночные имеют две пары конечностей — передние и задние.

Все позвоночные имеют тело, состоящее из головы, хвоста, туловища, конечностей (две пары). Внутренние органы расположены вдоль осевого скелета; кровеносная система замкнутая; нервная система, органы чувств отличаются очень большой сложностью, совершенством строения. Позвоночные представляют собой наивысший этап усложнения строения животных, отличающихся сложной психической деятельностью .

Класс Рыбы. Это водные позвоночные животные, вся организация которых приспособлена к активному подвижному образу жизни в воде. Дышат рыбы жабрами, передвигаются (плавают) с помощью хвоста как части тела и плавников (органы передвижения), среди которых основная роль принадлежит хвостовому плавнику. Последний выполняет роль руля. Чешуйчатый покров защищает тело рыб от повреждений. Чешуя покрыта слизью, благодаря чему рыба легко скользит в воде. Движение рыбы в воде облегчает и форма тела — вытянутая, обтекаемая, сжатая с боков.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Общие понятия о модульной системе обучения
Модульная система производственного обучения впервые была разработана Международной организацией труда (МОТ) в 70-х годах ХХ века как обобщение опыта подготовки рабочих кадров в экономически развитых странах мира. Эта система быстро распространилась по всему миру и, по сути, стала международным ста ...

Современные тенденции развития дошкольного образования
Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учрежде ...

Развитие ребенка в дошкольный период
Дошкольный возраст — важнейший этап в жизни и воспитании детей, на котором закладывается база для дальнейшего полноценного развития ребенка. Это время интенсивного роста, развития головного мозга и всех основных функций организма. На этом этапе в ходе воспитания ребенка закладываются основные особе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0141