Образ жизни птиц зависит от климатических условий, характера пищи и способов ее добывания, особенностей гнездовий. Выделяют следующие экологические группы: бегающие птицы (страус, дрофа), водные обитатели (пингвин), водоплавающие (гусь, утка), болотные (цапля, аист), дневные хищники (орел, ястреб), ночные хищники (сова), древолазы (дятел), наземные (куриные), мелкие птицы отряда воробьинообразных (ворона, воробей, синица, ласточка), летающие (все птицы, кроме страуса и пингвина).
По характеру питания птицы бывают растительноядные (снегирь, глухарь), насекомоядные (ласточка, синица) и хищные (орел).
По типу разведения птенцов птицы подразделяются на выводковых (куриные, гусеобразные и т. д.) и птенцовых (воробьиные, дятловые и т. д.).
У птиц сложные инстинкты — постройка гнезд, пение, забота о потомстве, перелеты. Все это связано с большим развитием у них головного мозга, чем у пресмыкающихся.
Одна из интереснейших сторон поведения птиц — это ежегодные миграции (перелеты). Перелеты позволяют птицам избегать неблагоприятных сезонных условий (холода и бескормицы). Большинство птиц лесной зоны относится к перелетным (ласточка, кукушка, славка, кулик, цапля и т. д.). Птицы, живущие в пределах небольшой гнездовой территории, относятся к оседлым, например воробей и галка. Кочующие птицы кочуют в границах гнездовой области вида (синица, дятел, снегирь, свиристель).
Птицы имеют большое значение в жизни человека. Они уничтожают большое количество вредных насекомых, грызунов, оказывают человеку неоценимую услугу в охране лесов, полей и садов от различных вредителей. Домашние птицы дают ценные продукты питания, перья и пух.
Птицы украшают природу своим пением, живостью поведения, окраской оперения. Певчие птицы — огромное живое богатство' наших лесов. Они нуждаются в нашей защите и заботе. Надо много и умело потрудиться, если мы хотим постоянно видеть и слышать птиц в садах, парках, лесах (развешивание гнездовий, подкормка).
Класс Млекопитающие, или Звери. Млекопитающие — самые высокоорганизованные животные на нашей планете. Они очень многочисленны, широко распространены по всему земному шару (отсутствуют только в Антарктиде), приспособлены к жизни на суше (большинство), в воде, воздухе, почве.
К основным прогрессивным чертам этого класса надо отнести прежде всего высокое развитие центральной нервной системы, особенно коры больших полушарий головного мозга, обеспечивающей сложные и совершенные приспособительные реакции на условия среды. Кроме того, к прогрессивным чертам этого класса относятся также живорождение и выкармливание детенышей молоком, что дает им возможность размножаться в различных условиях. У млекопитающих постоянная температура тела.
Млекопитающие имеют морфологические признаки: тело покрыто шерстью (волосами), что очень важно для терморегуляции; кожа богата железами (потовые, сальные, пахучие, млечные); зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные. Благодаря последнему обстоятельству можно использовать разнообразные корма.
Внешний облик этих животных разнообразен, он находится в прямой зависимости от условий среды и образа жизни. Чаще всего встречаются наземные четвероногие звери. Они имеют хорошо развитые конечности, высоко поднятое над землей тело, хорошо развитый шейный отдел.
Из наземных зверей многие живут в лесу: белка ведет древесный образ жизни и питается в основном семенами хвойных растений; олень, лось, медведь, заяц-беляк питаются разнообразной растительной пищей. Лесная куница, соболь хорошо передвигаются по деревьям, питаются ягодами, орехами, мелкими животными. Хищные звери — лиса, ласка, горностай, хорь.
Подземные животные, которые приспособились жить в почве (землерои),— кроты. Они имеют цилиндрическое тело, короткие ноги с крепкими длинными когтями. Питаются кроты дождевыми червями и личинками насекомых.
Обитателями открытых пространств являются копытные (олень, антилопа), грызуны (суслик, хомяк, заяц-русак), хищные (волк, тигр). Копытные приспособились к быстрому бегу по земле, к грубой растительной пище. У грызущих млекопитающих сильно развиты резцы, клыков нет. Заяц-русак питается растительной пищей (кора осин, яблонь), передвигается прыжками, задние конечности сильно развиты. Мелкие грызуны (сурок, землеройка, полевка) роют себе норы и используют их для хранения запасов, выведения потомства, защиты от врагов. Хищные, питаясь животной пищей, быстро бегают, преследуют и выслеживают свою добычу.
Водные звери приспособлены к водному образу жизни. Среди них есть такие, которые жить без воды не могут, но одновременно обитают и на суше, так как корм добывают и в воде, и на суше (бобр, ондатра). Лучше других приспособлены к водной жизни ластоногие. Тюлень живет в основном в воде, добывает там пищу, но размножается на суше. Наиболее приспособлены к жизни в воде китообразные. Тело этих животных имеет рыбообразную форму, волосяной покров остался на немногих участках тела, передние конечности превращены в ласты, задних конечностей нет. Кит, как и другие млекопитающие, дышит легкими, поднимаясь на поверхность воды. Детенышей кит рождает и выкармливает молоком в воде.
Нововведения в преподавании иностранных языков
На пути к новой парадигме образования, кардинальные изменения, которые происходят в последнеее время, толкают на коренные изменения, являющиеся частью процесса обновления системы образования в зарубежных странах. Они направлены на переход к гуманно-инновационному образованию нового вида, его конкур ...
Анализ программного содержания по разделу «Форма»
Программа по развитию элементарных математических представлений для дошкольников составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта. Задачи развития представлений о форме в условиях детского сада реализуются в рамках программы формирования элем ...
Яснополянская школа Л.Н. Толстого как творческая лаборатория
педагога
Яснополянская школа Л.Н. Толстого. В своих первых статьях по вопросам воспитания Л.Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.