Педагогика и образование » Работа с младшими школьниками с задержкой психического развития » Особенности организации педагогического процесса с детьми имеющими интеллектуальные нарушения

Особенности организации педагогического процесса с детьми имеющими интеллектуальные нарушения

Страница 3

При изучении темы «Животные» расширяются представления детей о зверях, зимующих и перелетных птицах, распространенных в данной местности, о животных близлежащего водоема. При описании животных от учащихся требуется назвать только основные части тела животного (например, голова, туловище, крылья, лапы у птиц). Остальные части тела животного выделяются в том случае, когда ярко выраженная характерная окраска или форма этих частей служит опознавательным признаком, позволяющим отличить один вид животного от другого.

Для закрепления знаний по темам «Растения», «Животные» используются работы учащихся с природным материалом.

Чрезвычайно важно при этом сформировать у школьников умение целенаправленно, последовательно и планомерно рассматривать изучаемые объекты. Анализ объекта учащиеся должны проводить по определенному плану. Пока дети не научатся читать, этот план строго выдерживает учитель. В конце учебного года дети могут пользоваться памяткой, в которой указывается последовательность рассмотрения и описания объекта.

При сравнении двух или более объектов важно научить детей проводить анализ, соотнося признаки одного предмета с аналогичными признаками другого предмета. В результате анализа объекта дети должны быть в состоянии ответить на вопросы типа «Есть ли у этих предметов похожие части? Какие? Чем они похожи? Чем они отличаются? Какие части более всего отличаются?»

В процессе обучения школьники усваивают родовые понятия, что предполагает, с одной стороны, хорошее знание названий конкретных предметов и с другой — владение общими наименованиями соответствующих групп предметов.

Усвоение учащимися родовых понятий первоначально происходит в форме практической деятельности по распределению на группы реальных предметов и их изображений, что подготавливает переход к выполнению аналогичных действий в уме, т. е. во внутреннем плане. В практической деятельности выделенный ребенком существенный признак, на основании которого он создает ту или иную группу однородных предметов, как бы подкрепляется зрительно, наглядно, а в словесной классификации он существует лишь в умственном плане.

Формы, методы и средства ознакомления детей с жизнью нашего общества разнообразны: экскурсии, посещение предприятий, музеев, театров, клубов, беседы и чтение, просмотр кино- и диафильмов, телепередач, подготовка к праздникам и т. п. Полученные представления дети закрепляют в своей практической деятельности.

Следует отметить, что задачи воспитания и обучения должны решаться в тесном единстве, тем самым способствуя коррекции психического развития, активизации познавательной деятельности и всестороннему развитию личности ребенка.

Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи содержит темы, изучение которых неразрывно связано с проведением учащимися непосредственных наблюдений в природе.

Умение наблюдать вырабатывается у детей первоначально в процессе анализа и сравнения объектов во время экскурсий, развивающих прогулок, демонстрации изучаемых предметов на уроках.

Проведение указанных видов работы требует от учителя тщательной подготовки. Так, для проведения экскурсии учитель должен хорошо знать особенности наблюдаемого объекта, составить четкий план экскурсии, определить ее основную цель. Для того, чтобы экскурсия имела развивающий эффект, учителю необходимо не только правильно спланировать собственную деятельность, но и детально продумать применительно к разным детям объем и последовательность выполнения различных заданий.

Детям должно быть понятно, с какой целью они идут на экскурсию. Недостаточно сказать учащимся, что на экскурсии они посмотрят, например, как изменилась природа с наступлением весны. Надо поставить перед детьми конкретную задачу, что они будут наблюдать.

В обучении наблюдению — умение видеть и выделять части, элементы, признаки наблюдаемого объекта, замечать изменения, происходящие с отдельными объектами и явлениями,— огромную роль играет речь учителя, так как без помощи взрослого сам ребенок не увидит того главного, что характерно для данного объекта или явления. Именно учитель с помощью вопросов и указаний руководит рассматриванием и обследованием в определенной последовательности воспринимаемых предметов. Следовательно, планируя экскурсию или развивающую прогулку, необходимо не только выбрать объект для наблюдений, составить план проведения наблюдения, но и заранее наметить вопросы беседы, сопровождающей наблюдения учащихся, определить, как провести обобщение того, что дети узнали в ходе наблюдений. Готовясь к проведению экскурсии, учитель должен наметить работу по обогащению и активизации словаря детей. Во время экскурсии необходимо акцентировать внимание детей на новых для них словах, так ставить вопросы, чтобы, отвечая, дети употребляли новые слова или знакомые слова в новом для них значении. Уточняя высказывания детей, учитель должен следить за использованием разнообразных определений, обозначающих признаки предметов или явлений, а также за правильностью грамматического оформления речи учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Содержание и методика работы
Главной направленностью социально-педагогической работы с детьми является содействие саморазвитию личности. Усилия направляются на создание условий для активизации, развития и реализации творческого потенциала, способностей, задатков ребенка. Социальный педагог включает детей и взрослых в процесс с ...

Задачи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста
Общие вопросы полоролевого воспитания являются неотъемлемой частью всех видов деятельности детей-дошкольников, начиная с группы раннего возраста, в том числе они являются и частью разных занятий с детьми - по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию математических представлений, ...

Индивидуально-дифференцированный подход на основе физической подготовленности
В систему индивидуальной работ работы с детьми в процессе их физического воспитания включается также учет особенностей физической подготовленности ребенка. По характеру физической подготовленности, дошкольников условно можно разделить на три группы - дети с высокими, средними и низкими показателями ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2205