Педагогика и образование » Работа с младшими школьниками с задержкой психического развития » Особенности организации педагогического процесса с детьми имеющими интеллектуальные нарушения

Особенности организации педагогического процесса с детьми имеющими интеллектуальные нарушения

Страница 6

Дети часто читают или слышат от учителя словосочетания золотая осень, сердитая зима, злой мороз, красное лето, но не используют их в своих ответах. Если систематически включать в урок упражнения на сопоставление слов, употребленных в прямом и переносном смысле (например, золотая осень и золотое изделие, седой туман и седые волосы, сердитая зима и сердитый человек, красное лето и красная лента и др.), дети научатся понимать и правильно употреблять их при описании наблюдаемых в природе явлений.

Активизации мыслительной деятельности детей способствует решение логических задач. Речевая логическая задача — это рассказ-загадка, в данном случае о сезонных явлениях в природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Решая логические задачи, дети должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, сопоставление, построение умозаключения), это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Логические задачи можно использовать как в процессе экскурсий и прогулок с целью поддержания постоянного интереса у детей к природе, для развития у них умения замечать происшедшие изменения, так и в беседе, обобщающей наблюдения детей.

В данной работе мной была предложена система коррекционно-педагогической работы с детьми ЗПР по изучению сезонных изменений в природе в структуре занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Система коррекционной работы предусматривает непрерывность, комплексность, завершенность каждого вида работы, мониторинг результатов, совместную деятельность детей и взрослых, что позволяет успешно решать следующие образовательные задачи:

формировать у детей знания о временах года, их последовательности, характерных признаках;

знакомить с названиями месяцев;

знакомить с трудом людей в разные времена года;

расширять и активизировать словарь детей, развивать связную речь;

развивать познавательный интерес к природе;

коррекционные задачи:

учить наблюдать за сезонными изменениями в природе;

учить сравнивать и обобщать результаты наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

развивать восприятие, внимание, память;

воспитательные задачи:

воспитывать бережное отношение к природе;

формировать экологическое сознание детей.

На основе наблюдений и экскурсий ученики усваивают порядок чередования времен года, названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев, учатся рассказывать об отличительных признаках каждого времени года и сравнивать смежные (осень—зима, зима—весна) и противоположные (весна—осень, лето—зима) времена года. В первый год обучения учащиеся проводят длительные наблюдения за одними и теми же объектами, знакомятся с изменениями, происходящими в природе по сезонам, приучаются выделять преимущественно последовательные связи и устанавливать с помощью учителя элементарные причинные связи и зависимости между отдельными явлениями природы, делать простейшие выводы и обобщения. В последующие годы обучения ставится задача не только расширить круг представлений учащихся о сезонных изменениях в природе, ко и помочь выделять и осознавать определенные закономерности в жизни природы, что способствует развитию связной речи учащихся. Если сначала при описании сезонных изменений в природе учащиеся применяют в основном простые распространенные предложения, то на втором или третьем году обучения они все чаще обращаются к сложноподчиненным предложениям. В этот период дети могут уже самостоятельно делать выводы о наблюдаемых изменениях природы и составлять о них связный рассказ, опираясь на опорные слова или план.

В процессе наблюдений за сезонными изменениями в природе школьники знакомятся с некоторыми видами растений и животных, с условиями, необходимыми для жизни растений (например, с зависимостью роста растений от внешних условий: тепла, света, влаги, состояния почвы), с изменениями в жизни растений и животных в разные времена года.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Еще по теме:

Концепция здорового образа жизни школьников специального учреждения
Что же такое здоровье? Один человек не заболевает гриппом даже при эпидемии, на другого достаточно чихнуть, и он уже болеет. Один в полынью зимой попадает и даже насморка не получит, другой – погулял на морозном воздухе, и у него уже ангина. О первом говорили, что у него крепкое здоровье, о втором, ...

Структура и содержание элективного курса «Растровая графика» в зависимости от содержания информационно-технологического профиля
В ниже предложенных программах элективного курса «Растровая графика», а именно по изучению Photoshop в школе, рассмотрены все необходимые разделы по изучению данного графического редактора с учетом профильного направления, психологических и возрастных особенностей учащихся 10 – 11 классов. Темы раз ...

Виды коммуникативной компетенции и способы формирования в современном обществе
Для начала можно отметить, что если целей, которых люди стремятся достичь, по-видимому, существует бесчисленное множество, то видов компетенции, при помощи которых можно достичь этих целей, существенно меньше, и одни и те же виды компетенции могут использоваться для достижения разных целей. Если оп ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0122