В нашей стране также накоплен достаточно большой опыт формирования познавательной деятельности с помощью коррекционно-развивающих программ.
При изучении раздела «Родная природа» происходит ознакомление детей с природой в процессе непосредственных наблюдений за отдельными ее явлениями, проводимых в ходе экскурсий, учебных прогулок, а также при организации практических работ учащихся.
Наблюдение организуется по следующим основным направлениям: погода; состояние неживой природы по временам года (почва, водоемы, продолжительность дня и т. д.); сезонные изменения в жизни растений и животных; сезонный труд людей и его изменение по временам года; наблюдения в природе за отдельными растениями и животными. Наблюдения за погодой осуществляются ежедневно, за остальными объектами они могут проводиться как длительно, так и краткосрочно.
В первый год изучения данного раздела учащиеся должны усвоить, в какой последовательности и за какими объектами они должны вести наблюдения, чтобы охарактеризовать погоду (солнце, небо, облака, осадки, ветер, почва), должны научиться сравнивать результаты наблюдений за одним и тем же объектом или явлением в течение небольшого промежутка времени.
На этой основе становится возможным в следующий год обучения изучение основных отличительных признаков времен года, расширение знаний учащихся о различных видах растений и животных, распространенных в данной местности, дальнейшее ознакомление учащихся с сезонным трудом людей.
В процессе дальнейшего знакомства с временами года учащиеся получают первоначальные представления о влиянии явлений неживой природы на состояние растений и животных, т. е. вводятся в круг элементарных знаний о взаимосвязи явлений и их причинной обусловленности.
На втором году обучения дети учатся вести наблюдения за объектами неживой природы в определенной последовательности (солнце, небо, облака, осадки, ветер, земля, вода), проводить длительные наблюдения за одним и тем же объектом. Степень самостоятельности учащихся в ведении наблюдений за природой возрастает. Увеличиваются число объектов, за которыми ведутся наблюдения, полнота анализа каждого отдельного объекта или явления. Начиная со второго полугодия II класса, или в I классе второго варианта комплектования проводятся простейшие обобщения наблюдений с помощью классного календаря за 2—3 дня, за месяц, за сезон. Важное значение придается выделению отличительных признаков каждого месяца года.
На основе наблюдений и экскурсий ученики усваивают порядок чередования времен года, названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев, учатся рассказывать об отличительных признаках каждого времени года и сравнивать смежные (осень—зима, зима—весна) и противоположные (весна—осень, лето—зима) времена года. В первый год обучения учащиеся проводят длительные наблюдения за одними и теми же объектами, знакомятся с изменениями, происходящими в природе по сезонам, приучаются выделять преимущественно последовательные связи и устанавливать с помощью учителя элементарные причинные связи и зависимости между отдельными явлениями природы, делать простейшие выводы и обобщения. В последующие годы обучения ставится задача не только расширить круг представлений учащихся о сезонных изменениях в природе, ко и помочь выделять и осознавать определенные закономерности в жизни природы, что способствует развитию связной речи учащихся. Если сначала при описании сезонных изменений в природе учащиеся применяют в основном простые распространенные предложения, то на втором или третьем году обучения они все чаще обращаются к сложноподчиненным предложениям. В этот период дети могут уже самостоятельно делать выводы о наблюдаемых изменениях природы и составлять о них связный рассказ, опираясь на опорные слова или план.
В процессе наблюдений за сезонными изменениями в природе школьники знакомятся с некоторыми видами растений и животных, с условиями, необходимыми для жизни растений (например, с зависимостью роста растений от внешних условий: тепла, света, влаги, состояния почвы), с изменениями в жизни растений и животных в разные времена года.
Более глубокое изучение некоторых видов растений и животных предусматривается темами «Растения» и «Животные». Значительное место при изучении данных тем отводится сравнению конкретных видов животных и растений с целью выделения их существенных признаков.
Учащиеся знакомятся с основными признаками растений и на их основе учатся распознавать и правильно называть деревья, кустарники и цветковые растения, произрастающие на пришкольном участке, возле дома, в ближайшем парке и сквере. Учащиеся знакомятся с некоторыми видами культурных растений (овощные растения, фруктовые деревья и ягодные кустарники). Важно, чтобы дети хорошо знали не только съедобные части этих растений, но и характерные отличительные признаки всего растения в целом.
Значение коммуникативных навыков в формировании
личности школьников при изучении иностранного языка
Прежде всего, мы посчитали необходимым изучить теоретические основы проблемы развития коммуникативных навыков. Для этого мною были проанализированы работы различных авторов по данной проблеме в процессе изучения английского языка. Основной вопрос, волнующий психологов разных стран, - роль общения с ...
Проблемные ситуации на уроках технологии
Наиболее важным моментом проблемного обучения является создание проблемной ситуации. Само по себе проблемное задание служит лишь базой, основой проблемности. Учащийся может, например, из опыта знать ответ на поставленный в задании вопрос, и в таком случае проблемная ситуация не возникнет. Или задан ...
Особенности изучения темы
"Непредельные углеводороды" на уроках химии
В задачу изучения раздела "Непредельные углеводороды" входит закрепление на новом материале основных положений теории строения и рассмотрение понятий о кратных связях между атомами углерода и обусловливаемых ими химических свойствах органических соединений. Учащиеся узнают о новых типах х ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.