В процессе экскурсии важно так организовать рассматривание объекта или явления, чтобы у каждого учащегося эта деятельность вызывала интерес и стимулировала познавательную активность.
В связи с этим учителю необходимо хорошо продумать организацию практической деятельности детей на экскурсии. От содержания конкретных заданий зависит не только уровень приобретаемых детьми знаний, но и развитие их внимания и мышления. Например, задание собрать опавшие листья дети обычно выполняют без интереса. В то же время задание найти среди опавших листьев самые большие и самые маленькие листья липы и сложить, чередуя их по величине (большой — маленький) будет оказывать на ребенка развивающее влияние, так как заставляет его думать, рассуждать, приходить к определенным выводам. Таким практическим работам учащихся должно отводиться значительное время во время экскурсии. К примеру, экскурсия в природу ранней осенью, имеющая целью познакомить детей с отдельными видами деревьев на пришкольном участке, может быть организована следующим образом. До выхода на экскурсию учитель проводит с детьми беседу, выясняет, какие растения имеются на пришкольном участке. Это позволит учителю определить, какие знания о растениях уже имеются у детей.
Если целью экскурсии является ознакомление учащихся с 2— 3 видами деревьев, учителю при подготовке следует привлечь внимание детей к отдельным частям этих деревьев, используя поделки из природного материала (например, поделку, деталями которой являются листья изучаемых деревьев). Учитель может показать детям 2—3 однотипные поделки (к примеру, поделку «бабочка», выполненную из листьев березы, липы или рябины и пластилина) и предложить детям во время экскурсии найти такие же листья. На экскурсии дети делятся на 3—4 группы, они рассматривают листья, отбирают нужные для предстоящей поделки, выполняют другие задания, заранее подготовленные учителем.
Особое значение приобретает свойственная практическая деятельность ребенка при ознакомлении с новыми, ранее неизвестными предметами. При ознакомлении учащихся с изучаемым предметом следует предусмотреть следующую последовательность: узнавание предмета при сличении его с образцом, представленным в виде натурального объекта или в виде картинки; узнавание по словесному описанию и, наконец, составление рассказа — описания изучаемого предмета.
При проведении занятия по узнаванию и описанию изучаемых предметов в природе учащимся даются конкретные задания, например, найти в соответствии с образцом (например, листом дуба) по 4—5 листьев разной величины или разной окраски, недобрать листья одного дерева разной величины, сложить их стопкой от самого маленького до самого большого или сложить их в букет, причем в середине разместить самые крупные листья, а вокруг остальные по убывающей величине, сделать гирлянду с чередованием листьев по величине (длинный —короткий, широкий—узкий). Можно также собрать листья одного и того же дерева разной окраски, плоды разной величины, окраски, формы и т. д. Для выполнения заданий детям требуется обычно разное время, но у учителя имеется возможность побеседовать с каждым учеником.
Дальнейшая работа должна способствовать самостоятельному выделению учащимися опознавательных признаков изучаемого предмета. С этой целью проводятся упражнения по узнаванию объекта по его словесному описанию (в виде дидактической игры «Узнай по описанию»). Узнав предмет по данному учителем описанию, учащиеся должны правильно назвать его, найти его в природе и рассказать о характерных признаках предмета в целом и его частей. При этом некоторые учащиеся могут уже самостоятельно дать словесное описание характерных признаков изучаемого объекта. Учителю необходимо тщательно продумывать свой рассказ, а также объяснения и указания, чтобы они были точными и ясными, но краткими.
Сочетание непосредственных наблюдений с выполнением практических работ вызывает у учащихся познавательный интерес, что является основой развития их любознательности.
Знания, полученные учащимися в ходе наблюдений во время экскурсий и целенаправленных прогулок, углубляются и обобщаются на последующих уроках.
Такие уроки, помимо фронтальной беседы учителя с учащимися, должны включать в себя коллективное и индивидуальное составление устных рассказов по плану, данному учителем, по опорным словам, по картинке и др., что позволяет закрепить знания, полученные в процессе экскурсий, на новом, более высоком уровне развития познавательной деятельности детей.
Особое место в таком уроке занимают рассказы учащихся о самостоятельных наблюдениях.
Психологические аспекты обучения детей изобразительной деятельности
Среди профессиональных педагогов, работающих с дошкольниками, распространено мнение, что чем раньше начать систематическое обучение детей рисованию, тем быстрее ребенок освоит навыки и умения, необходимые ему для отображения реальной действительности. При всей кажущейся привлекательности этой точки ...
Выявление уровней восприятия и понимания
поэтических произведений С.А. Есенина
Для изучения особенностей восприятия и понимания поэтических произведений нами было проведено исследование в подготовительной группе детского сада № 2 общеразвивающего вида поселка Вершино-Дарасунского Тунгокоченского района Забайкальского края. В исследовании принимали участие 25 детей в возрасте ...
Состояние исследования проблемы детской тревожности
Следует согласиться с тем, что упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных семантических единиц: тревоги, немотивированной тревожности и личностной тревожности. Приведенный ниже обзор работ осуществлен в соответствии с данной теоретической позицией. Чаще всего термин «трево ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.