Педагогика и образование » Профессиональное самоопределение школьников в процессе изучения технологии обработки ткани » Профориентационные игры – как эффективное средство влияния на профессиональное самоопределение школьников

Профориентационные игры – как эффективное средство влияния на профессиональное самоопределение школьников

Страница 3

Одним из вариантов более конкретной модели ценностно-ориентированных игр служит трехуровневая схема:

Материально-престижные ценности.

Социально-престижные ценности.

Нравственно - мировоззренческие ценности.

Противоречия между уровнями удовлетворения ценностных ориентаций в профессиональной деятельности составляют главное содержание игр, построенных на основе такой модели.

Пятый тип - игры «Жизнедеятельности» - предлагают организованные в специальных условиях (в лагере, в походе, иногда при участии родителей школьников) знакомства с историей возникновения многих профессий, практическую пробу в творческих группах: «Питание», «Одежда», «Ремесла», «Профессиональный фольклор», «Профессиональные праздники». В этих играх формируется ценностно-нравственная позиция учащихся по отношению к миру профессии, как к взаимосвязанной и взаимодополняющей системе, включенную в более широкую систему жизни общества в целом.

В условиях многодневной лагерной жизни дети могут участвовать в различных творческих группах, что моделирует смену профессий и мест работы. При этом игры пятого типа значительно выходят за рамки собственно профориентационной проблематики, так как воспроизводят многие профессиональные виды деятельности (досуг, общение с природой и др.). В то же время они позволяют школьникам лучше почувствовать и осознать место профессий и труда вообще в жизни человека и общества.

Шестой тип - игры, моделирующие процесс управления профориентационной помощью учащимся со стороны специалистов (управленческо - профориентационные игры), а также игры, включенные в общую систему подготовки профориентаторов - практиков, призванных самостоятельно проводить и совершенствовать их (учебно-профориентационные игры).

Игры данного типа важны потому, что само использование игрового метода. предполагает не только наличие конкретных профориентационных игр, но и специальную подготовку педагога к их самостоятельному применению и совершенствованию. Игровой метод следует рассматривать, как совокупность внешних средств (самих игр) и внутренних средств профессиональной деятельности педагога практика (умение пользоваться играми).

Схема организации проведения игры в самом общем виде включает четыре основных этапа:

Подготовительный.

Процессуальный (процедура, ход игры).

Этап группового обсуждения.

Послеигровой этап, когда полученное знание или ролевые позиции, усвоенные в игре, переносятся в реальную жизнь.

Само слово «Игра» нередко ассоциируется у подростка с чем-то несерьезным. Это требует от педагога поддерживать игровую дисциплину, но проявлять при этом максимум такта по отношению к играющим, помня о цели игры - активизировать творчество самих школьников. Как отмечают многие педагоги и психологи, раскрепощенный в «несерьезной» игре ребенок часто «творит самого себя» продуктивнее, чем на иных академических занятиях.

Поскольку игра предполагает импровизацию, одну и ту же игру нельзя провести дважды в неизменном виде. Вместе с тем импровизацию следует сочетать с регламентацией (игровыми правилами) и в зависимости от хода игры варьировать эти два организующих момента.

Профориентационные игры могут быть рассчитаны и на целый класс, и на малую группу детей (3-7 человек). Сравнительно редки игры профконсультанта с одним школьником, и игры, в которых учащийся играет самостоятельно (игровые домашние задания).

Допускается ситуация, когда участники играют без ведущего, но предполагается, либо ведущий был ранее и «научил» их играть, либо функцию ведущего (или игрового лидера) взял на себя один из участников.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Физиологические и психологические основы развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Психофизиологические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Составной частью физического воспитания являются физические качества, которые содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, ...

Формирование продуктивных видов деятельности
Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение их тесно связано у ребенка с восприятием предметов и явлений окружающего мира, так как то, что не воспринято, не может быть и отражено. С другой стороны, изобразительная де ...

Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и пути их решения
Приоритетный национальный проект «Образование» явился организационной основой государственной политики РФ в области образования. Он определил стратегию приоритетного развития системы образования, меры ее реализации, предусмотрев обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития систем ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0099