Педагогика и образование » Профессиональное самоопределение школьников в процессе изучения технологии обработки ткани » Профориентационные игры – как эффективное средство влияния на профессиональное самоопределение школьников

Профориентационные игры – как эффективное средство влияния на профессиональное самоопределение школьников

Страница 3

Одним из вариантов более конкретной модели ценностно-ориентированных игр служит трехуровневая схема:

Материально-престижные ценности.

Социально-престижные ценности.

Нравственно - мировоззренческие ценности.

Противоречия между уровнями удовлетворения ценностных ориентаций в профессиональной деятельности составляют главное содержание игр, построенных на основе такой модели.

Пятый тип - игры «Жизнедеятельности» - предлагают организованные в специальных условиях (в лагере, в походе, иногда при участии родителей школьников) знакомства с историей возникновения многих профессий, практическую пробу в творческих группах: «Питание», «Одежда», «Ремесла», «Профессиональный фольклор», «Профессиональные праздники». В этих играх формируется ценностно-нравственная позиция учащихся по отношению к миру профессии, как к взаимосвязанной и взаимодополняющей системе, включенную в более широкую систему жизни общества в целом.

В условиях многодневной лагерной жизни дети могут участвовать в различных творческих группах, что моделирует смену профессий и мест работы. При этом игры пятого типа значительно выходят за рамки собственно профориентационной проблематики, так как воспроизводят многие профессиональные виды деятельности (досуг, общение с природой и др.). В то же время они позволяют школьникам лучше почувствовать и осознать место профессий и труда вообще в жизни человека и общества.

Шестой тип - игры, моделирующие процесс управления профориентационной помощью учащимся со стороны специалистов (управленческо - профориентационные игры), а также игры, включенные в общую систему подготовки профориентаторов - практиков, призванных самостоятельно проводить и совершенствовать их (учебно-профориентационные игры).

Игры данного типа важны потому, что само использование игрового метода. предполагает не только наличие конкретных профориентационных игр, но и специальную подготовку педагога к их самостоятельному применению и совершенствованию. Игровой метод следует рассматривать, как совокупность внешних средств (самих игр) и внутренних средств профессиональной деятельности педагога практика (умение пользоваться играми).

Схема организации проведения игры в самом общем виде включает четыре основных этапа:

Подготовительный.

Процессуальный (процедура, ход игры).

Этап группового обсуждения.

Послеигровой этап, когда полученное знание или ролевые позиции, усвоенные в игре, переносятся в реальную жизнь.

Само слово «Игра» нередко ассоциируется у подростка с чем-то несерьезным. Это требует от педагога поддерживать игровую дисциплину, но проявлять при этом максимум такта по отношению к играющим, помня о цели игры - активизировать творчество самих школьников. Как отмечают многие педагоги и психологи, раскрепощенный в «несерьезной» игре ребенок часто «творит самого себя» продуктивнее, чем на иных академических занятиях.

Поскольку игра предполагает импровизацию, одну и ту же игру нельзя провести дважды в неизменном виде. Вместе с тем импровизацию следует сочетать с регламентацией (игровыми правилами) и в зависимости от хода игры варьировать эти два организующих момента.

Профориентационные игры могут быть рассчитаны и на целый класс, и на малую группу детей (3-7 человек). Сравнительно редки игры профконсультанта с одним школьником, и игры, в которых учащийся играет самостоятельно (игровые домашние задания).

Допускается ситуация, когда участники играют без ведущего, но предполагается, либо ведущий был ранее и «научил» их играть, либо функцию ведущего (или игрового лидера) взял на себя один из участников.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Украина в Болонском процессе
Мониторингом, финансово поддерживаемым Европейской комиссией, не охвачены Беларусь, Молдова и Украина. Россия включилась в Болонский процесс совсем недавно. Для интенсивной образовательной интеграции следует кардинальным образом реформировать высшую школу нашей страны, причем следует учитывать, что ...

Хореографический коллектив в общеобразовательной школе
В современных условиях возникла настоятельная потребность в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полно ...

Функции семьи
Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0112