Наиболее эффективны игры с небольшим числом участников, так как ведущий уделяет им максимум внимания, а сами школьники полнее проявляют себя. В то же самое время в таких играх возможен более серьезный выход на профориентационную проблематику.
Трудность организации игры с целым классом не столько в умении ведущего поддерживать игровую дисциплину (сама динамика игры не позволяет отвлекаться), сколько в характере самой игры. Только легкие и понятные игры с доступными инструкциями и обширным профессиографическим материалом приносят успех делу.
Динамическим стержнем игры выступает игровой конфликт, который не следует путать с межличностным. Игровой конфликт строится на часто встречающемся несоответствии «хочу» (желаний, профессиональных интересов, склонностей, целей), «могу» (возможности реализации профессиональных целей) и «надо» (реальных потребностей общества). Реализуется он через игровые роли и правила, что надо обеспечивать оптимальный и не травмирующий эмоциональный фон игры. Сами игровые роли бывают внешними (заданными ведущим) и внутренними (например, при борьбе мотивов, установок, ценностей).
Профориентационная игра должна моделировать (отражать) процесс профессионального самоопределения учащихся. В качестве одного из вариантов модели такого процесса может быть использована общая схема построения личного профессионального плана (ЛПП).
Важнейшее значение при этом имеет ценностно - нравственная ориентация учащегося, которая пронизывает буквально все компоненты личного профессионального плана. Тип той или иной профориентационной игры определяется тем, насколько полно и непротиворечиво в ней отражается система компонентов этого плана.
В организационном, игротехническом отношении профориентационная игра рассматривается, как форма взаимодействия преподавателя (ведущего) и учащегося, направленного на творческое решение смоделированных в ней профориентационных проблем. Сам процесс игры предполагает деятельность в двуплановой ситуации, где, с одной стороны, осуществляются реальные действия участников (речь, эмоции, поступки), а с другой - ряд моментов этой деятельности носит условный характер (вымышленный, иногда фантастический сюжет, необычные роли и т.д.) При этом условность игровой ситуации, безграничная по форме, по содержанию, должна соотноситься с реальными жизненными проблемами. Интерес к игре, часто определяется тем, насколько необычная ситуация позволяет по-новому взглянуть на привычное и даже уже успевшее надоесть учащимся при традиционном рассмотрении.
Профессиональное самоопределение является центральным механизмом становления личности старших подростков и результатом личностного развития: только достаточно зрелая личность может принять самостоятельное решение, сделать выбор, найти свое место в системе социальных и профессиональных отношений.
Чтобы молодой человек мог самоопределиться в профессиональном плане, он должен обладать высоким уровнем личностного развития - комплексом личностных качеств и определенными ценностными ориентациями, потребностями и т.п.
Работа со старшеклассниками по профессиональной ориентации должна в полной мере учитывать актуальные возрастные потребности учащихся и противоречия, возникающие при их реализации. Необходимо включение старшеклассников в деятельность по профессиональному самоопределению на добровольной основе.
Профессиональное самоопределение - это своеобразное определение пути следования по направлению к профессиональной реализации, что во многом определяет свою социальную реализацию. От выбора профессии зависит благополучие человека. Выбор профессии - сложный и длительный процесс.
Традиционные технологии изучения диалектной лексики
"Упражнения по лексике готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики необходима работа со словарями, решению этих задач служат следующие упражнения: - укажите (назовите, подчеркните( диалектные слова; - подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы) к диалектному ...
Создание уголка природы в ДОУ
В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребенка как ...
Лингвистическая компетенция как одна из составляющих иноязычной
коммуникативной компетенции
Образовательный стандарт, то есть обязательный минимум содержания образования, ориентируется на цели, которые ставятся перед той или иной учебной дисциплиной. У большинства учебных предметов, преподаваемых в школе, основной целью является передача накопленных человечеством знаний о природе, обществ ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.