Педагогика и образование » Профессиональное самоопределение школьников в процессе изучения технологии обработки ткани » Профориентационные игры – как эффективное средство влияния на профессиональное самоопределение школьников

Профориентационные игры – как эффективное средство влияния на профессиональное самоопределение школьников

Страница 4

Наиболее эффективны игры с небольшим числом участников, так как ведущий уделяет им максимум внимания, а сами школьники полнее проявляют себя. В то же самое время в таких играх возможен более серьезный выход на профориентационную проблематику.

Трудность организации игры с целым классом не столько в умении ведущего поддерживать игровую дисциплину (сама динамика игры не позволяет отвлекаться), сколько в характере самой игры. Только легкие и понятные игры с доступными инструкциями и обширным профессиографическим материалом приносят успех делу.

Динамическим стержнем игры выступает игровой конфликт, который не следует путать с межличностным. Игровой конфликт строится на часто встречающемся несоответствии «хочу» (желаний, профессиональных интересов, склонностей, целей), «могу» (возможности реализации профессиональных целей) и «надо» (реальных потребностей общества). Реализуется он через игровые роли и правила, что надо обеспечивать оптимальный и не травмирующий эмоциональный фон игры. Сами игровые роли бывают внешними (заданными ведущим) и внутренними (например, при борьбе мотивов, установок, ценностей).

Профориентационная игра должна моделировать (отражать) процесс профессионального самоопределения учащихся. В качестве одного из вариантов модели такого процесса может быть использована общая схема построения личного профессионального плана (ЛПП).

Важнейшее значение при этом имеет ценностно - нравственная ориентация учащегося, которая пронизывает буквально все компоненты личного профессионального плана. Тип той или иной профориентационной игры определяется тем, насколько полно и непротиворечиво в ней отражается система компонентов этого плана.

В организационном, игротехническом отношении профориентационная игра рассматривается, как форма взаимодействия преподавателя (ведущего) и учащегося, направленного на творческое решение смоделированных в ней профориентационных проблем. Сам процесс игры предполагает деятельность в двуплановой ситуации, где, с одной стороны, осуществляются реальные действия участников (речь, эмоции, поступки), а с другой - ряд моментов этой деятельности носит условный характер (вымышленный, иногда фантастический сюжет, необычные роли и т.д.) При этом условность игровой ситуации, безграничная по форме, по содержанию, должна соотноситься с реальными жизненными проблемами. Интерес к игре, часто определяется тем, насколько необычная ситуация позволяет по-новому взглянуть на привычное и даже уже успевшее надоесть учащимся при традиционном рассмотрении.

Профессиональное самоопределение является центральным механизмом становления личности старших подростков и результатом личностного развития: только достаточно зрелая личность может принять самостоятельное решение, сделать выбор, найти свое место в системе социальных и профессиональных отношений.

Чтобы молодой человек мог самоопределиться в профессиональном плане, он должен обладать высоким уровнем личностного развития - комплексом личностных качеств и определенными ценностными ориентациями, потребностями и т.п.

Работа со старшеклассниками по профессиональной ориентации должна в полной мере учитывать актуальные возрастные потребности учащихся и противоречия, возникающие при их реализации. Необходимо включение старшеклассников в деятельность по профессиональному самоопределению на добровольной основе.

Профессиональное самоопределение - это своеобразное определение пути следования по направлению к профессиональной реализации, что во многом определяет свою социальную реализацию. От выбора профессии зависит благополучие человека. Выбор профессии - сложный и длительный процесс.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Индивидуальная работа учителя
В диагностике Ю.З. Гильбуха (психолог) отмечается, что социальные и психофизиологические причины общего отставания в учении определяются и выделяются учителями гораздо лучше, чем психологические. Именно поэтому в данной работе рассматриваются психологические причины трудностей как менее изученные в ...

Контрольное исследование уровня развития письменной связной речи обучающихся 4-х классов
Заключительным этапом работы является контрольное исследование уровня развития письменной связной речи обучающихся 4-х классов. Обследование письменной речи проводилось в марте 2009 года в МОУ «Нужъяльская средняя общеобразовательная школа» и в МОУ «Люльпанская средняя общеобразовательная школа». В ...

Зона ближайшего развития
Выготский определяет ЗБР так: “Дистанция между настоящим уровнем развития, обусловленным способностью самостоятельно решать задачи, и уровнем потенциального развития, определяемым способностью выполнять задания под руководством взрослых либо более опытных ровесников”. Говоря упрощенно, ЗБР — это ра ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0136