Полученные результаты позволяют лишний раз задуматься о том, каким должно быть профессиональное консультирование старшеклассников. Очевидно, что без традиционных опросников не обойтись. И профессиональная направленность и профессиональные интересы должны быть учтены при выборе профессии. Однако ни один из опросников не позволяет проникнуть в личностный компонент любой профессии.
Отсюда вывод: факт очевидный - игровые технологии необходимо использовать в профориентационной работе с учащимися. Главные достоинства профориентационных игр - их наглядность, эмоциональная насыщенность, а также - возможность моделировать вместе со школьниками сложные аспекты профессионального и жизненного самоопределения.
Профориентационные игры позволяют рассмотреть ценностно-смысловые аспекты профессионального выбора: планировать дальние и ближние перспективы профессионального развития; зримо представить профессии; рассмотреть различные внешние и внутренние препятствия на пути к профессиональным и жизненным целям; моделировать сам процесс профессионального выбора. Знакомство с миром профессий - лишь одна из задач профориентации, поскольку от знакомства до выбора может быть достаточно далеко (как от простого интереса до сознательного выбора).
Выбор профессии - длительный процесс, который можно сопоставить с основными этапами развития личности человека, как самопознания. Известно также, что личностная и социальная зрелость у современных школьников в силу объективных причин наступает несколько позже, чем это было раньше. Понятно, что данное обстоятельство является объективным фактором, задерживающим становление готовности учащихся к выбору профессии. Это, в основном, и обусловило наше обращение в исследовании к старшему школьному возрасту, который характеризуется существенными изменениями в эмоциональном, когнитивном и регулятивном компонентах самопознания. В этом возрасте отмечается также рост интеллектуальных возможностей, интенсивное становление системы моральных понятий, жизненных ценностей и мировоззрения в целом. Развитие временной перспективы личности и, связанной с ней ориентации старших школьников на отдаленные цели, усиление познавательной потребности в профессиональной тематике напрямую связаны с такими личностными новообразованиями, как «самоопределение, связанное с будущим», «профессиональная направленность», представление о профессиональной общности, в которую учащийся включает себя в перспективе.
Использование игр, как средства управления профессиональным самоопределением, в последние годы начинает осознаваться, как необходимость. Разработка специальных игровых средств для коллективных профориентационных занятий должна быть ориентирована на достижение таких психолого-педагогических целей, как: развитие познавательной активности учащихся, направленной на самостоятельный поиск информации профориентационного характера; формирование навыков, умений самостоятельной ориентировки в мире профессий, в содержании отдельно взятой профессиональной деятельности; воспитание у учащихся общественно ценных ориентаций и установок по отношению к труду.
Рассматривая игровые средства со стороны их механизма, мы разделяем точку зрения Н.С. Пряжникова о том, что:
1. Игра, есть условность, которая может проявляться либо, как условность представления, либо, как условность состязания;
2.Функционирование игры создается системой правил, которые в основном и определяют взаимоотношения их участников.
В основу использованных игр были положены психолого- педагогические принципы, характерные для профориентационных игр: про- блемность, совместная деятельность участников игры, диалогическое общение и взаимодействие участников, двупланновость игровой деятельности. Со стороны функциональной направленности большинство игр следует отнести к двум группам:
Психофизиологические, психологические,
педагогические условия формирования навыка письма
В работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Цветковой, Е.В. Гурьянова, А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, А.Н. Леонтьева и других раскрываются механизмы формирования письма и их нарушения. Как отмечает Б.Г. Ананьев, в процессе письма можно выделить 2 уровня организации: сенсомоторный уровень, отвечающий за технику пись ...
Характеристика системы образования Франции
Основные принципы системы образования во Франции имеют уже столетнюю историю, и были заложены в 1880-90-х годах. Образование бесплатно, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных з ...
Диалектная лексика как предмет и объект изучения в школе
На огромных просторах Российской Федерации распространен русский национальный язык. Все русские понимают друг друга, но не все говорят одинаково. Порой мы этого не замечаем, а иногда отличия от привычного нам строя речи бывают столь велики, что мы сразу их чувствуем и обращаем на них внимание . Реч ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.