Педагогика и образование » Сравнительное изучение состояния словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией и у учащихся без специфических нарушений письма » Характеристика понятия «словоизменение существительных»

Характеристика понятия «словоизменение существительных»

Страница 1

Важным условием для развития познавательной деятельности школьника является правильное овладение детьми процессами словообразования и словоизменения.

В зарубежной и отечественной лингвистике, психолингвистике уже давно сформировался устойчивый интерес к процессам словоизменения и словообразования. Современный научный мир рассматривает их как систему особых процессов, связанную с производством новых словесных единиц и являющуюся неотъемлемым компонентом языковой способности в целом.

В своей работе «Нарушение процессов словообразования в устной и письменной речи» Т.В. Туманова писала: «Долгое время словоизменение рассматривалось не обособленно, а как часть грамматической системы языка. В связи с этим словоизменение и словообразование признавались «однопорядковыми явлениями» (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) и считались важнейшими аспектами усвоения грамматики родного языка. Однако если учесть, что при словообразовании от одного слова образуются другие, отличные от него слова, а при словоизменении тождество слова (лексемы) не разрушается, т.е. мы имеем дело с одним и тем же словом в разных грамматических формах, становится очевидным, что эти процессы не могут считаться «однопорядковыми».

Тем не менее, ученые-лингвисты Ф.Ф. Фортунатов, А.И.Смирницкий, А.А.Зализняк высказывали мысль о том, что граница между словоизменением и словообразованием не абсолютна. Более того, существует целый ряд промежуточных между этими процессами явлений.

Формы словоизменения - это флексии падежей и спряжения, под которым понимается изменение глагола по лицам, числам.

Формы слова образуются по-разному: с помощью окончания: ученик - ученик - и; с помощью окончания и предлога: к реке, от реки; с помощью вспомогательных слов: буду читать, читал бы; с помощью суффиксов: - л, - ть.

Словоизменение - это образование для каждого слова, кроме слов неизменяемых частей речи, его парадигмы, т.е. всех его словоформ и всех его аналитических форм.

При словоизменении тождество слова (лексемы) не нарушается (т.е. мы имеем дело с одним и тем же словом в разных грамматических формах), в отличие от словообразования, где от одного слова образуются другие, отличные от него слова.

Словоизменение в некотором классе слов представляет собой изменение по определенной грамматической категории или категориям, которые называются словоизменительными для данного класса слов. Например, словоизменение существительных состоит из изменения по падежам и числам: сад-сада-саду и т.д., сады-садов-садам и т.д. Словоизменение существительного иногда называется также склонением.

Имя существительное - часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях числа и падежа, а также в несловоизменительных категориях рода и одушевлённости – неодушевлённости.

Существительное объединяет слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и не одушевленности. В предложении имя существительное выступает в функции морфологизованного подлежащего и дополнения.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Особенности экспериментальной работы по использованию средств народной педагогики в начальной школе
Экспериментального исследование проводилось на базе МБ ОУ Ризоватовской СОШ, Починковского района. Школа основана в 1938 году, в 2013 – 2014 учебном году обучаются 70 детей. В воспитательной деятельности школа работает по следующим направлениям: духовно – нравственным; гражданско-правовым; патриоти ...

Психолого-педагогические основы изучения проблемы пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития
Формирование образов окружающего мира у детей с ЗПР осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и в ...

Развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций
Анализ результатов исследования уровня развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи предопределил необходимость проведения формирующего этапа исследования Отмеченные выше психолого-педагогические особенности дошкольного возраста мы учитывали на формирующем этапе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0101