В ходе анализа литературы были выделены основные рабочие понятия:
Толерантность – это уважение, принятие и ценностное отношение к богатому многообразию культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Интолерантность – это преимущественно негативное восприятие иной этнической культуры при сверхпозитивном восприятии собственной.
Этническая толерантность – это уважение, принятие и ценностное отношение к богатому многообразию этнических культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Структура этнической толерантности: позитивные оценочно-аффективные компоненты этнических стереотипов (устойчивое представление о людях разных этнических группах); «близкая» социальная дистанция с людьми разных этнических групп (возможность «допускать» людей определенной национальности в «близкий круг общения»).
Этническое самосознание – это осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности.
Этническая идентичность - это осознание себя представителем определенного этноса, переживание человеком своего тождества с одной или несколькими этническими общностями и отделения от других.
Этнокультурный статус – это положение индивида в системе межличностных отношений, занимаемое им благодаря этнокультурной компетентности в общении и поведении.
Актуализированный этнокультурный статус – это отношение значимости личности к этническим культурам, в которые она «погружена».
Неактуализированный этнокультурный статус – это безразличное отношение к этническим культурам, в которые «погружена» личность .
Этническая аффилиация – это стремление человека принадлежать к какому-либо этносу.
Воспитание толерантности подрастающего поколения может успешно осуществляться при посещении подростками тренинговых занятий, где каждый подросток может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт.
Анализ литературы позволяет нам предположить, что позитивная динамика этнической толерантности подростков, посещающих тренинговые занятия социального педагога может быть обеспечена, если
отбирать для тренинга упражнения на межкультурное взаимопонимание и взаимодействие
использовать педагогические методы, вызывающие рефлексию подростков
реализовать следующие принципы групповой работы: добровольность, конфиденциальность, обеспечение психологической безопасности участников группы.
Нами была разработана и апробирована программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков.
Опыт реализации программы проводился на базе МОУ СОШ № 53 г.Ижевска. В исследовании принимали участие: 15 подростков (6-8 класс), учащиеся МОУ СОШ № 53 г. Ижевска, участвовавших в программе тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности и 15 подростков (6-8 класс), учащиеся МОУ СОШ № 53 г. Ижевска, не посещавших специальные тренинговые занятия.
Модель программы, содержит следующие компоненты:
Диагностический компонент: определение уровня толерантности подростков до и после проведения тренинговых занятий.
Деятельностный компонент: подготовка и проведение тренинговых занятий.
Оценочный компонент: рефлексия
Программы содержит 4 этапа:
1. Диагностический этап
2. Этап технической подготовки реализации программы
3. Этап реализации программы (12 занятий).
4. Этап рефлексии
Анализ сдвигов количественных показателей психологических изменений, происходящих в личности подростков экспериментальной группы (непараметрический критерий G – критерий знаков) выявил достоверность сдвигов по следующим параметрам: этническая толерантность, общая толерантность, уровень толерантности, толерантность к представителям других культур и толерантность к обычаям и традициям других народов.
По результатам вторичной диагностики контрольной никаких динамических изменений выявлено не было.
Достоверность различий между экспериментальной группой подростков и контрольной группой подростков (непараметрический критерий U – критерий Манна-Уитни) является не случайной по следующим параметрам: общая толерантность, толерантность к представителям других культур, толерантность к обычаям и традициям народов. Данные по параметрам: уровень толерантности и этническая толерантность приближается к уровню значимости, что говорит о тенденции. Полученные результаты подтверждают гипотезу, что позитивная динамика этнической толерантности подростков, посещающих специальные тренинговые занятия может быть обеспечена, если позитивная динамика этнической толерантности подростков, посещающих тренинговые занятия социального педагога может быть обеспечена, если отбирать для тренинга упражнения на межкультурное взаимопонимание и взаимодействие использовать педагогические методы, вызывающие рефлексию подростков реализовать следующие принципы групповой работы: добровольность, конфиденциальность, обеспечение психологической безопасности участников группы.
Формы и виды обучения
В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения: Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач. Формы обучения бывают конкретными (у ...
Исследование досуговых интересов подростков
Постиндустриальной общество, высвободив значительное количество времени для человека в результате высоких темпов развития научно-технического прогресса, оказывается заинтересованным в том, чтобы свободное время было использовано человеком не только для восстановления физических и психических сил, н ...
Роль эстетического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности
в современном социуме
Современные социально - экономические преобразования в стране потребовали кардинального переосмысления подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни. Кризисные явления в экономике, по существу отбросившие развитие отечественного материального производства и услуг на несколько десятилетий наза ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.