Толерантность к представителям других культур и к обычаям и традициям народов в контрольной группе подростков, не посещавших специальные тренинговые занятия, не возросла.
Повторная диагностика контрольной группы показала, что среди учащихся, не посещавших тренинговые занятия, никаких динамических изменений не произошло.
Достоверность различий между экспериментальной и контрольной группой
Достоверность различий между экспериментальной группой подростков, участвовавших в программе тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности и контрольной группой подростков, не посещавших тренинговые занятия, обрабатывались непараметрическим критерием U – критерий Манна-Уитни.
Результаты различий между экспериментальной и контрольной группой представлены в таблице 7.
Достоверность различий по параметрам: социальная толерантность и толерантность как черта личности является случайной. Это говорит об относительной устойчивости этих показателей и значимо не изменяется за короткое время.
Из таблицы 7 видно, что достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами является не случайной по следующим параметрам: общая толерантность, толерантность к представителям других культур, толерантность к обычаям и традициям народов. Данные по параметрам: уровень толерантности и этническая толерантность приближается к уровню значимости, что говорит о тенденции.
Таблица 7.
Различия между экспериментальной и контрольной группой.
параметры |
«до воздействия» |
«после воздействия» | ||||
Среднее значение экспериментальной группы |
Среднее значение контрольной группы |
Уровень значимости |
Среднее значение экспериментальной группы |
Среднее значение контрольной группы |
Уровень значимости | |
Уровень толерантности |
26,2 |
26,5 |
-------- |
27,9 |
26,8 |
p ≤ 0,1 |
Толерантность к представителям других культур |
1,8 |
1,6 |
-------- |
3 |
1,6 |
p ≤ 0,05 |
Толерантность к обычаям и традициям народов |
1,5 |
1,3 |
--------- |
2,9 |
1,3 |
p ≤ 0,05 |
Этническая толерантность |
24,4 |
24,3 |
-------- |
25,8 |
24,5 |
p ≤ 0,1 |
Социальная толерантность |
32,6 |
32,1 |
--------- |
33,5 |
32,3 |
--------- |
Толерантность как черта личности |
32 |
32,3 |
--------- |
32,5 |
32,5 |
--------- |
Общая толерантность |
75 |
74,6 |
--------- |
78,5 |
74,2 |
p ≤ 0,05 |
Полученные результаты подтверждают гипотезу, что позитивная динамика этнической толерантности подростков, посещающих специальные тренинговые занятия, может быть обеспечена, если
1) отбирать для тренинга упражнения на межкультурное взаимопонимание и взаимодействие
Сравнительный анализ подходов в преподавании офисных программ
При знакомстве с компьютером одним из первых рассматривается понятие операционной системы, её основные функции. В большинстве случаев это Windows, так как именно эта операционная система сегодня используется чаще других. Для пользователя Windows наибольший интерес представляют “мощные” приложения, ...
Воспитание самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста в процессе ручного труда
Цель формирующего этапа эксперимента – организация работы по воспитанию самостоятельности у дошкольников старшего возраста в процессе ручного труда. На основе результатов полученных нами на констатирующем этапе нашего исследования, мы отметили необходимость развития самостоятельности дошкольников. ...
Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и
реформаторство
В первой половине XX столетия в мировой школе и педагогике происходили существенные сдвиги. Этому способствовали многие важные факторы: возрастающий объем знаний, умений, навыков, которые должны были усвоить учащиеся, результаты исследований о природе детства. Система образования подверглась острой ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.