Идеи П. Жане о социальной детерминации самосознания развил в своей работе, социально-психологической концепции Джордж Гербарт Мид – родоначальник интеракционистской ориентации в социальной психологии, представляя самосознание, как процесс, в основе которого лежит практическое взаимодействие индивида с другими людьми. Чем богаче структура жизнедеятельности, тем шире круг социальных принадлежностей индивида, а значит и диференцированнее его самосознание.
Важнейшую роль в целостности личности человека играет Я - концепция, которая представляет собой относительно устойчивую более или менее осознаваемую, переживаемую как неповторимую систему представлений о себе самом, на основании которой человек строит взаимодействия с другими людьми и относится к себе. Я - концепция включает компоненты:
когнитивный
аффективный
поведенческий
Когнитивный компонент включает осознание своих особенностей, качеств, свойств, которое в большей или меньшей степени объективно или субъективно. Самыми устойчивыми характеристиками когнитивного компонента Я - концепции являются пол, возраст, социальные роли. В младшем школьном возрасте наиболее интенсивно проявляется рост именно когнитивной составляющей образа "Я". Это происходит путем восприятия и переработки информации о себе. В этом возрасте ребенок уже вполне способен анализировать, изучать свое поведение, свои установки, активно накапливать представления о себе.
Аффективный компонент Я - концепции включает эмоционально-оценочное отношение к себе, что выражается в самооценке, которая довольно устойчива. Самооценка складывается посредством сопоставления "Я"- реального (какой Я есть) и "Я"- идеального (каким Я хотел бы быть), и если расхождение между ними велико, то человек склонен ощущать дискомфорт.
Поведенческий компонент Я - концепции – это последовательное поведение и поступки человека, определяемые его представлениями о себе и самоотношении, складывающимися на основе оценки выделяемых в себе качеств и свойств.
Р. Бернс отмечает, что сознание себя как некоторой физической сущности, которая обладает формой и другими характеристиками, может становиться предметом самооценки и суждений других людей, сопровождает человека на протяжении всей жизни. Развивается на основе физиологических ощущений и впечатлений, испытываемых организмом еще на самых ранних стадиях его существования. Представление о своем физиологическом облике является одной из главных составляющих Я - концепции каждого человека.
Т. Шибутани рассматривал Я - концепцию в соотношении с Я- образом. Он говорил о том, что каждый человек должен сформировать Я- образ, т.е. представление о себе, и как человек выглядит в глазах других людей, включенных в соответствующую ситуацию. Я-образы возникают тогда, когда появляются препятствия в действии. Человек осознает себя в качестве особого объекта, зависимого от других при выполнении какой-либо деятельности. Он является членом определенной кооперации, где все действия друг друга взаимосвязаны и он должен тщательно предусмотреть такой способ поведения, который бы не оттолкнул их от него. Формирование Я-образов, есть распространение приспособительной тенденции. Осуществление совместного действия находится под непрерывным, основанном на Я-образе самоконтролем. Самоконтроль – это возвращенная форма поведения. С её помощью человек реагирует на образ самого себя и в связи с этим направляет свое поведение в определенное русло. Сознательное поведение, регулируемое Я-образом – конструктивно, динамично. Т. Шибутани отмечает, что Я-образы специфичны, изменчивы от одной ситуации к другой и делает вывод, что развитие сознательного поведения – это последовательный процесс, в котором человек реагирует на ряд Я – образов. Каждый человек может определить самого себя как особое человеческое существо, с присущим только ему набором качеств. Он говорит о том, что если гибкость координации основана на способности людей, формировать Я-образы, то относительное постоянство человека, определенность линий поведения его обеспечивается Я - концепцией. В Я - концепции как пишет, Т. Шибутани содержится оценка личностью самой себя и отражается более или менее адекватно уровень собственного достоинства, в связи со спецификой которого человек может испытывать такие крайние состояния, как чувство неполноценности или чувство неоправданного превосходства. В самой Я - концепции как устойчивом и определенном образовании он видит наличие изменчивых, развивающихся моментов. Автор выделяет различные уровни ее осознания Я - концепция формируется, уточняется, укрепляется постоянно в процессе взаимодействия людей друг с другом. Я - концепция подкрепляется реакциями других людей на внешность, как нечто другое, способна вызвать совершенно определенную социальную реакцию. Это оказывает сильное влияние на формирование самовосприятия индивида.
Основные направления коррекционной логопедической работы по развитию
диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Одним из условий развития диалогической речи, по исследованиям А.Г. Рузской, является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Обучение диалогической речи протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях. В ...
Психолого-педагогические аспекты проведения ЕГЭ в школьном
образовании
Переход к ЕГЭ - начало принципиального изменения психологии и стратегии образовательного процесса. Он привел к слому целой системы привычных стереотипов, к существенным изменениям в отношениях: - между учеником и учителем - учитель уже не контролер знаний ученика, а помощник, сотворец знаний. Укреп ...
Различие проектной деятельности в младшем и старшем
подростковом возрасте
Мы считаем необходимым разграничить понятие метода проектов и проектирования как деятельности. Метод проектов возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.