Выход в свет 22 января 2003 года Белой Книги “Будущее высшего образования”, выпущенной Департаментом образования и профессиональной подготовки (Department for Education and Skills, DfES) и представленной в тот же день Парламенту, ознаменовал новый этап в реформировании высшей школы. Правительством (поскольку в подготовке участвовали многие министерства) был создан стратегический документ, в котором обозначались цели, основные направления и содержание реформ, определялись сроки и средства необходимые для их реализации.
В целом британская высшая школа на тот момент являлась одним из мировых лидеров. Авторы Белой Книги, описывая её сильные стороны, заявляют, что они по праву гордятся ею. Ссылаясь при этом на её достижения, они говорят о следующем:
в 1999/2000 году вузы в СК произвели товаров и услуг на сумму £34,8 млрд., предоставили 562 тыс. рабочих мест, эквивалентных полному дню (2,7% от всей занятости в СК). На каждый £1 млн. стоимости произведённых высшей школой услуг, ещё £1,5 млн. генерируются в других секторах экономики ;
за последние 50 лет СК было родиной 44 Нобелевских лауреатов. С одним процентом мирового населения оно имеет восьмипроцентную долю в мировых научных публикациях, 13% цитируемых в мире публикаций – британские ;
британское высшее образование приносит выпускникам значительные преимущества. 93% выпускников со степенью в последующие шесть месяцев находят работу либо продолжают обучение. Те, кто получил высшее образование в СК, в среднем зарабатывают на 50% больше тех, кто этого не сделал, и уровень отдачи (rate of return) от высшего образования в СК выше, чем в любой другой стране Организации Экономического Сотрудничества и Развития. Британия – привлекательное направление на мировом рынке высшего образования. В 1962/63 году там обучалось 28 тыс. зарубежных студентов, в 2001/02 году их численность составляла уже 225 тыс. ;
связи между высшей школой и бизнесом растут. Это отражается в увеличении количества фирм, организованных вузами для экономической эксплуатации своих открытий, оформленных патентов и росте количества курсов профессионального развития, предлагаемых вузами различным предприятиям;
система высшего образования успешно трансформировалась из элитной (в которой в 1962 году обучалось около 6% (от возрастной группы 18 – 21 год) в массовую, где в Англии обучаются 43% молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет. Несмотря на такой рост, преимущество выпускников в получении большей зарплаты по сравнению с работниками без высшего образования не изменилось и осталось самым высоким в странах ОЭСР. Так что это не тот случай, когда “больше значит хуже” ;
вместе с тем система высшего образования стала более гибкой, диверсифицированной и в большей мере отвечающей запросам потребителей. Число студентов, получивших достепенную квалификацию, выросло на 39% между 1994/95 и 2001/02 годами, в то время как число обладателей степени с отличием за тот же период увеличилось на 12%. В 2000/01 году 21% студентов во время обучения жили дома по сравнению с 15% в 1994/95 .
Следует также отметить, что высшая школа пользовалась заслуженным авторитетом в своей стране и за рубежом. Авторы Белой Книги признавали вклад высшей школы в экономическое и социальное благополучие нации жизненно важным . Отмечалось, что:
её исследования двигают вперёд границы человеческих знаний и являются основой прогресса;
преподавание даёт людям необходимое образование для жизни в новой эпохе, где доминирует знание;
работая с бизнесом, она усиливает экономику;
а широкий доступ к высшему образованию формирует более просвещённое и справедливое общество .
Правительство делает вывод: “Преимущества отличной системы высшего образования огромны, риск прихода её в упадок мы не можем принять” .
Несмотря на столь значительные достижения, в Белой Книге формулируется проблема опасности их спада. Внешний его фактор заключался в том, что многие экономические конкуренты (Франция, Германия, Нидерланды, США) инвестировали в систему высшего образования больше, чем СК – 1% от ВВП без учета частных источников. В СК эта цифра составляла на тот момент 0,8%. По мнению авторов Белой Книги, конкуренты понимают, что развитие экономики, основанной на знании, означает необходимость в большем количестве лучше подготовленной рабочей силы. Высшее образование становится глобальным бизнесом, и конкуренты СК стремятся продать его на рынки, которые традиционно рассматривались им как свои .
Отмечались также внутренние проблемы, присущие высшей школе в целом, а именно – необходимость:
“нанимать, развивать и вознаграждать соответствующий академический персонал, необходимый для поддержания и повышения уровня преподавания и исследований;
Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и
реформаторство
В первой половине XX столетия в мировой школе и педагогике происходили существенные сдвиги. Этому способствовали многие важные факторы: возрастающий объем знаний, умений, навыков, которые должны были усвоить учащиеся, результаты исследований о природе детства. Система образования подверглась острой ...
Виды чтения
Вопрос о видах чтения в настоящее время является наиболее разработанным и одновременно терминологически наименее устоявшимся. В исследованиях ученых мы можем найти много названий видов чтения. Их огромное количество можно объяснить тем, исследователи предлагают самые разные классификации видов чтен ...
История и философия компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход к образованию в последние годы становится все более популярным. Е.В. Бондаревская отмечает, что он перестает быть относительно локальной теорией, а постепенно превращается в общественное явление, претендующее на роль концептуальной основы, проводимой в сфере образования. Ана ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.