Педагогика и образование » Развитие самосознания младших школьников в процессе обучения на основе разработки индивидуальной программы » Сравнительный анализ личностно-ориентированной и традиционной систем обучения

Сравнительный анализ личностно-ориентированной и традиционной систем обучения

Страница 3

Проанализировав педагогическую литературу, мы выделили основные составляющие традиционного обучения:

Целевые установки:

формирование систематических знаний, овладение основами науки

формирование основ научного мировоззрения

всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика

воспитание сознательных и высокоразвитых людей

Особенности методики

Позиция ученика – он подчиненный объект обучающих воздействий. На уроках между учителем и учащимися практически всегда происходит субъект – объектное взаимодействие.

Учитель – командир, единственное инициативное лицо.

Методы усвоения знаний:

основан на сообщении готовых знаний;

обучение по образцу;

индуктивная логика – от частного к общему;

основан на механической памяти;

основан на репродуктивном изложении;

основан на вербальном изложении.

Взаимодействие учителя и учащихся

Действия учителя

Действия ученика

информирует учащихся о новых знаниях, объясняет;

организует первичное осмысление информации;

организует обобщение информации;

закрепляет изученный материал;

организует применение знаний, оценивает степень усвоения.

восприятие материала;

осмысление, углубленное понимание информации;

ученик обобщает усвоенный материал

применяет полученные знания.

Суть традиционного обучения:

учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия доказательства и истинности

предполагается усвоение и воспроизведение знаний

Достоинства

Недостатки

позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук и образцов способов деятельности

обеспечить прочность усвоения знаний и быстрое формирование практических умений и навыков

управление процессом усвоения знаний и навыков, предупреждает появление пробелов в знаниях

коллективный характер усвоения позволяет выявить ошибки и устранить их

ориентирован больше на память, чем на мышление

метод мало способствует развитию творчества

в недостаточной степени учитывается индивидуальное восприятие информации

превалирует субъективный стиль отношений между преподавателем и учащимися

Основные компоненты личностно-ориентированного обучения, по мнению Е.Н. Степанова складываются из трёх составляющих данного подхода и, опираясь на её опыт, охарактеризуем их:

Первая составляющая – основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода, по мнению Степановой Е.Н. можно отнести следующие:

индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

сасмоакуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

Я - концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим;

выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Понятие об орфограмме. Типы орфограмм
Для удобства работы по правописанию необходимо выделить практическую, конкретную единицу. Основной орфографической единицей служит орфограмма. Основной орфографической единицей, принятой в современ­ной методике, является орфограмма. Орфограмма — это написание, которое не устанавливается на слух. Ес ...

Дидактические упражнения для развития пространственных представлений
Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять детей с ...

Сенсорное развитие и дидактические игры
На протяжении дошкольного детства происходит значительное сенсорное развитие – двигательных, пространственных, предметных и других видов ощущений. Развиваются и кожные ощущения, возрастает точность восприятия фактуры, формы, размера предметов при осязании. Дошкольный возрастной период характеризует ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0101