Педагогика и образование » Развитие речевых умений младшего школьника » Подготовка учащихся 1 класса к написанию сочинений

Подготовка учащихся 1 класса к написанию сочинений

Страница 2

Если научить детей видеть природу, обращать внимание на, казалось бы, привычные явления, изменения в природе (не только на снегопад, листопад, весенние воды, но и на то, какое сегодня небо и почему, как выглядят деревья, растущие возле школы, в ясную, туманную погоду), то «заговорит» каждый ученик. Поэтому перед уроком обучения грамоте (1 класс) предлагаем детям задания: утром и вечером понаблюдать за небом, за повадками птиц, за изменениями в природе и затем на уроке записать 1-2 предложения о том, что их особенно поразило, что больше всего им запомнилось. Выполняя такие задания, многие учащиеся, прежде не обращавшие внимание на окружающее, начинают внимательно вглядываться в мир.

Вот, к примеру, как первоклассники писали об одном зимнем дне (2-е полугодие):

1. На улице холодно. Небо серое и печальное.

2. Сегодня день пасмурный и туманный.

Но вот погода изменилась (приближается весна), и дети пишут:

1. Ярко светит весеннее солнце. Оно согревает своими лучами землю.

2. Сегодня солнечный день. Ласково веет ветерок.

Один и тот же день, одни и те же явления природы дети увидели по-разному.

Если такие задания давать систематически и не просто записывать 1-2 предложения, но и анализировать их, то такая работа непременно будет полезной. Дети сравнительно легко станут справляться с сочинениями, которые будут писать на основе своих наблюдений.

На первых порах ученики составляют рассказы по готовому плану.

О погоде.

1. Какой сегодня день?

2. Небо.

3. Солнце.

4. Ветер.

5. Деревья.

6. Животные.

7. Моё отношение.

Для выработки у школьников практических умений и навыков в области языка и речи нужно использовать комплексные упражнения, позволяющие развивать у детей языковые, речевые и интеллектуальные способности.

Представляем один из вариантов такой комплексной работы. Она строится на основе тематических групп слов и позволяет органически соединить лексическую, лексико-грамматическую и речевую работу. Правильно организованная беседа способна обеспечить выбор слов, соответствующих заданной теме, наполнение слов реальным содержанием.

Эту работу представляем в игровой форме. Называем «Слова -рассказчики».

Вот как примерно строю беседу для выявления тематически связанных слов и формирования смыслового поля для будущих высказываний.

1. Дети приглашаются к игре (Давайте поиграем в языковую игру «Слова -рассказчики».) Затем объявляется «герой» игры (предмет разговора) - лиса. Показывается картинка. Задаются вопросы: Кто это? (Лиса) Как можно лису назвать ласково? (Лисонька) Слова лиса и лисонька записываются как заглавие таблицы.

- Сейчас мы будем вспоминать все, что знаем о лисе, и подбирать слова, которые помогут нам рассказать что-то важное и интересное о жизни лис, их особенностях, повадках.

- Кто такая лиса? Это животное, растение или какой-то неживой предмет? (Животное) Понадобится нам слово животное, чтобы объяснить, кто такая лиса? (Понадобится). Запишем это слово в таблицу.

- Животных на свете много. Какое именно животное лиса? Это насекомое, рыба. Птица или зверек? (Зверек) Запишем это слово в таблицу.

- Если лиса — животное, значит, она где-то живет. Слово жить нам нужно будет для того, чтобы что-то рассказать о лисе? (Нужно) Запишем слово жить.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Блочно-модульное обучение: структура построения уроков
Вопрос как преподавать сегодня физику во многом еще дискуссионный. Существует множество вариантов ответа на него, но вряд ли какой – либо из них можно признать единственно верным и бесспорным. Однако, несомненно, то, что эффективное изучение физики возможно только тогда, когда учитель организует та ...

Методика изучения основных классов неравенств и их систем
Эти классы можно разбить на две группы. Первая группа рациональные неравенства и системы. Наиболее важными классами соответствующие классы неравенств. Вторая группа - иррациональные и трансцендентные неравенства и системы. В состав этой группы входят иррациональные, показательные, логарифмические и ...

Методы и принцИпы обучения в системе физического воспитания
Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе, - это принципы всестороннего гармонического развития личности, связи ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0105